Штраф за неуплату и несвоевременное перечисление ндс. Штраф за неуплату ндс Ответственность за несвоевременную уплату ндс

17.05.2022

Налог на добавленную стоимость, как и любой другой налог, мало кому хочется платить. Именно поэтому многие руководители задумываются о том, как его уменьшить или не платить его вовсе. Что им за это грозит? Можно ли не платить налог и при этом избежать какой-либо ответственности?

Существует две распространенные причины неуплаты НДС:

  • Намеренное уклонение от уплаты этого налога
    У многих бизнесменов острое чувство несправедливости вызывает тот факт, что с увеличением прибыли увеличивается и НДС. То есть, чем успешнее компания, чем больше сил и энергии в нее вложено, тем больше ей приходится отдавать государству. Кроме того, НДС ставит компанию в достаточно жесткие рамки: несмотря на то, что продукцию организация может реализовать через полгода или даже год, налоги она должна платить регулярно. Для налоговиков не имеет значения, продан товар или нет. И если одних предпринимателей эти «особенности» налога возмущают и заставляют искать законные способы его сокращения, то у других реакция совершенно иная: не платить!
  • Ненамеренная задержка сроков оплаты
    Она быть связана с тем, что бухгалтер просто забыл о необходимости оплатить налог. Или он напутал сроки. Или бухгалтер допустил ошибку в декларации по НДС. Ошибку пришлось исправлять, а это привело к неуплате НДС в срок. В конце концов, бухгалтер мог в самый ответственный момент заболеть. Все это вполне понятно. Проблема в том, что за ошибки штатного сотрудника личную ответственность несет руководитель компании. А все штрафы и пенни платятся из ее бюджета.

Ответственность за неуплату НДС в 2015-1016 годах

Какие штрафы, пенни, санкции и другие последствия грозят за неуплату НДС? Ответственность за несвоевременную уплату или уклонение от уплаты этого налога предусмотрена сразу в трех кодексах РФ: об административных правонарушениях, налоговом и уголовном.

    Административная ответственность за неуплату НДС
    За непредставление в установленный срок документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля наказываются должностные лица, то есть руководители организации. Именно к ним применяются все санкции. Наказание – штраф от 300 до 500 рублей (статья 15.6 КоАП РФ), а за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и предоставления отчетности – от 2 000 до 3 000 рублей (статье 15.11 КоАП РФ).

    Налоговая ответственность за неуплату НДС
    По налоговому кодексу, за неуплату НДС расплачиваться придется опять же руководителю (статья 122 НК РФ). Размер штрафа или пенни зависит от формы вины недобросовестного налогоплательщика. И здесь суммы уже серьезнее.

    Если неуплата или несвоевременная уплата НДС совершены по неосторожности, сумма штрафа составит 20% от суммы налога (п. 1 статьи 122 НК РФ). Если же правонарушение оказалось умышленным, то штраф составит уже 40% (п. 3 статьи 122 НК РФ).

    Уголовная ответственность за неуплату НДС
    Она предполагает не только финансовую ответственность, но и ограничение свободы виновных лиц в зависимости от тяжести преступления (статьи 198 и 199 НК РФ).

    Так, уклонение от уплаты налогов организацией или предоставление заведомо ложных сведений, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом от 100 до 300 000 рублей, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет. Если же правонарушение совершено группой лиц по предварительному сговору, то штраф составит от 200 до 500 000 рублей, срок принудительных работа – до 5 лет, срок лишения свободы – до 6 лет.

Конечно, если организация не является злостным неплательщиком, то до уголовной ответственности дело вряд ли дойдет. Административная же и налоговая ответственность вполне реальны, а причина их может оказаться самой банальной – все те же ошибки бухгалтерии.

Ставки высоки
Если вы по неосторожности не доплатили в казну 1 млн рублей, то придется заплатить 200 000 рублей штрафа. Если вы не доплатили намеренно, то придется расстаться с 400 000 рублей.

Можно законно не платить НДС?

Можно. Если обратиться к статье 145 Налогового кодекса РФ, то мы увидим, что в том случае, если сумма выручки от реализации продукции предприятия за три последних месяца не превысили 2 млн рублей, то организация освобождается от уплаты налога. Также можно добиться освобождения от НДС. Но для этого ваша компания должна заниматься определенным видом деятельности.

Если законно не платить НДС не получается, то можно попробовать его уменьшить. Для этого существует два легальных способа: 1) применение пониженных ставок налога, 2) увеличение суммы налоговых вычетов. Подробнее о них мы рассказываем в других публикациях нашего блога.

В качестве заключения

Неуплата НДС рано или поздно может привести к серьезной ответственности перед законом. Несвоевременная же уплата налогов влечет за собой наложение штрафов на организацию, то есть дополнительные расходы.

Проблема в том, что компания при этом может являться абсолютно добросовестным налогоплательщиком. А проблемы с законом у нее могут возникнуть из-за вездесущего человеческого фактора. В данном случае к нему относится или некомпетентность, или высокая загруженность, или обстоятельства личной жизни штатных бухгалтеров. Именно по этим причинам в настоящее время все больше компаний передают свою бухгалтерию на аутсорсинг. Другой вариант – это полностью контролировать работу свой бухгалтерии. Но останется ли тогда время на ведение бизнеса?

п. 5 ст. 173 НК РФ
5.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами
в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы
налога:(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 1)
лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками,
освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с
исчислением и уплатой налога;
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) При
этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма
налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю
товаров (работ, услуг).
Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет
4. Уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173
настоящего Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода
исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший
налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим
налоговым периодом.
В
случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является
территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными
лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве
налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами
одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким
налогоплательщикам.(абзац введен Федеральным законом от 08.12.2003 N 163-ФЗ) Банк,
обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение
на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если
налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с
открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для
уплаты всей суммы налога.(абзац введен Федеральным законом от 08.12.2003 N 163-ФЗ) 5.Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173
настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту
своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному
формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через
оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа
месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Налоговые
агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся
налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей
налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны
представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую
налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за
истекшим налоговым периодом.

Статья 75. Пеня
1.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма,
которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся
сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с
перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более
поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и
сборах сроки.

2.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате
сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения
исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер
ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

3.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения
обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за
установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или
сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.обеспечительные меры в виде приостановления операций по
счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы
налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46
настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию
налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество
налогоплательщика (участника консолидированной группы
налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период
действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении
отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не
приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.(в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 4. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)Абзац исключен. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.(см. текст в предыдущей редакции) 5. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. 6.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств
налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества
налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса. Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.(в ред. Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, производится в судебном порядке.(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ) 7.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на
плательщиков сборов, налоговых агентов и консолидированную группу
налогоплательщиков.(п. 7 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 8.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у
налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате
выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога
(сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и
сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым
или другим
уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным
должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные
обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа
этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным)
периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания
такого документа). Положение,
предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если
указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной
информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора,
налоговым агентом).(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)(п. 8 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ

Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества) тавлечет
взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный
законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей
уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или
неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более
30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 2.
Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение
налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного
товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный
законодательством о налогах и сборах срок влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.(п. 2 введен Федеральным законом от 28.11.2011 N 336-ФЗ)
Статья 119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)
(введена Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом,(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.
Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
1. Грубое нарушение правил учета
доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти
деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии
признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода,(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей.(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18.01.2001 N 6-О положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122,
определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых
правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания
привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных
действий. 3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы,(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей.(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) Под
грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов
налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров
бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и
более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное
отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и
в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных
ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 4. Исключен. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)(в ред. 1.
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения
налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или
других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не
содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога 3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

ООО "Организация" при сдаче декларации по НДС за 4 кв. 2013г. не учла по строке 110 раннее взятую в зачёт сумму НДС (39541 руб) с оплаченных авансов отображённую в 3-ем кв. 2013г. по строке 150. На данный момент в 2016г. бухгалтер обнаружила ошибку и отправила уточнённую декларацию за 04 кв. 2013г. Вопрос: Чем грозит данная ошибка фирме? Будет ли штраф, за данное нарушение?

За несвоевременную уплату НДС вашей организации начислят пени, а также штраф. Размер штрафа составит 20% от суммы недоимки. Если инспекторы докажут, что неуплата была умышленной, то штраф возрастет до 40 процентов.

Сергея Разгулина , действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как организации перечислить налог в бюджет

Пени за просрочку

Если налог (включая авансовые платежи) перечислили позже установленных сроков, налоговая инспекция начислит организации пени ().*

Пени рассчитают так:

Пени начислят за каждый календарный день просрочки платежа. В том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. В расчет возьмут весь период – со следующего дня после крайнего числа для уплаты налога до даты, когда недоимку погасят. За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляют. Это связано с тем, что их взимают только с задолженности перед бюджетом. В день же, когда в банк предъявили платежное поручение (провели зачет и т. д.), задолженность по налогу считают уже погашенной. Вот и получается, что начислять пени не из чего: база для расчета в этот день равна нулю.

Пени не начисляют, если недоимка возникла по следующим причинам:

  • имущество организации арестовано по решению налоговой инспекции;
  • операции по счетам организации приостановлены, деньги и прочее имущество арестованы по решению суда как обеспечительная мера.

В этих случаях пени не начисляют за весь период, в котором такие решения действуют.

Подав заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита, организация не приостановит начисление пеней с недоимки. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, пени не начисляют, если недоимка возникла из-за того, что при расчете налогов организация руководствовалась письменными разъяснениями контролирующих ведомств и (или) придерживалась указаний (мотивированного мнения) налоговой инспекции, направленных ей в процессе налогового мониторинга (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Ситуация: может ли налоговая инспекция начислить пени за несвоевременную уплату налога, если она не уведомила организацию об изменении реквизитов счета, на который следует перечислять налог

Нет, не может.

Ведь если организацию не уведомили об изменении реквизитов, она вправе перечислять налог по прежним реквизитам счетов Казначейства России. Вообще налоговая инспекция обязана информировать организации об изменении реквизитов счетов Казначейства России. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. № САЭ-3-10/776 . Этот документ – письменное разъяснение налоговой инспекции. А исполнение таких документов освобождает организацию от ответственности и пеней (подп. 6 п. 1 ст. 32 , п. 8 ст. 75 , подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Аналогичная точка зрения отражена и в письме Минфина России от 9 февраля 2007 г. № 03-02-07/1-60 .

Штрафы за неуплату налогов

Внимание: за неуплату налогов организацию и ее должностных лиц накажут. За это правонарушение предусмотрена налоговая, административная и даже уголовная ответственность.

Налоговая ответственность

Налоговые инспекторы вправе оштрафовать организацию. Однако сделать это они могут исключительно за полную или частичную неуплату налога по итогам налогового периода.* На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляют (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Штраф составит 20 процентов от суммы недоимки.* Если инспекторы докажут, что неуплата была умышленной, то штраф возрастет до 40 процентов. Это следует из Налогового кодекса РФ.

Если организация не перечислит налог, выступая в роли налогового агента, то оштрафуют ее также на 20 процентов от суммы ().

Требование об уплате штрафных санкций налоговая инспекция направит организации в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по результатам налоговой проверки ( ,п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Административная ответственность

Бывает, налог не заплатили из-за грубого нарушения правил бухучета: когда налог неправильно начислили и его сумма была искажена не менее чем на 10 процентов. Тогда суд может дополнительно привлечь руководителя организации или главного бухгалтера к административной ответственности. Штраф в этом случае составит от 2000 до 3000 руб. ().

В каждом конкретном случае виновного в правонарушении устанавливают индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности ().

Обычно виновным признают главного бухгалтера или того, кому его обязанности переданы. Руководителя же организации признают виновным в следующих случаях:

  • если в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
  • если учет ведет и рассчитывает налоги специализированная организация. Например, аудиторская компания (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
  • если причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    В дальнейшем штрафы могут быть оспорены в суде. И если арбитражный суд отменит налоговую ответственность в отношении организации, то мировой суд, в который обратится директор или бухгалтер, должен снять ответственность и с этих должностных лиц. Основание: подтвержденное арбитражным судом отсутствие состава правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). К такому выводу пришел Верховный суд РФ в постановлении от 1 декабря 2014 г. № 80-АД14-8 .

    Уголовная ответственность

    Если инспекция докажет, что неуплата налога стала результатом преступления, суд может приговорить виновных к уголовной ответственности по статьям и Уголовного кодекса РФ.

    При этом виновными могут признать не только руководителя и главного бухгалтера организации, но и других лиц. Тех, что содействовали преступлению. Говоря по-простому, пособников и подстрекателей. Например, бухгалтеров, умышленно искажавших первичные документы, или налоговых консультантов, советы которых привели к совершению преступления. Такие указания содержатся в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 .

    Несвоевременная оплата любого налогового сбора, в том числе и НДС, а также преднамеренное уклонение от погашения суммы налога приводит к определённым последствиям.

    Какой штраф за неуплату НДС в срок, установленный законодательством РФ, взимается с предпринимателя?

    Можно ли уменьшить величину взыскания или избежать назначения меры наказания вовсе? Ответы на эти вопросы вы найдёте в данной статье.

    Какие штрафы за неуплату НДС предусмотрены законом?

    Каждый налогоплательщик – предприятие или частный предприниматель – обязан своевременно оплачивать начисленные налоги. При невнесении финансовых средств или неполной оплате возникает задолженность, в связи с которой осуществляется соответствующая проверка со стороны государственных органов.

    В ходе данной проверки выявляются причины уклонения от оплаты налогового сбора и наличие противоправных действий со стороны предпринимателя.

    Чтобы избежать уплаты налогов, бизнесмены могут прибегать к различным незаконным манипуляциям. Например, заключать договоры с фирмами-однодневками, подделывать бухгалтерскую отчётность, занижать налоговую базу и т. д.

    Органы контроля знакомы с данными методами, поэтому без труда обнаруживают их во время проверки. Кроме этого, использование незаконных махинаций приравнивается к совершению умышленного деяния.

    Величина штрафов за неуплату НДС устанавливается 122 статьёй НК РФ:

    • 20% от неоплаченной суммы сбора (при отсутствии признаков преднамеренного деяния и налогового правонарушения);
    • 40% от неоплаченной величины сбора (при совершении умышленного нарушения).

    Штраф назначается на непогашенную сумму задолженности.При этом неважно, полностью был не оплачен сбор или частично.

    Назначение пени за просрочку платежа по НДС

    Любая просрочка по оплате налогового сбора, даже равная одному дню, сопровождается начислением соответствующих пеней, согласно 75 статье НК РФ. Пени подлежат начислению за каждый день неоплаты задолженности. Их назначение осуществляется на следующий день после окончания периода для внесения денежных средств в счёт уплаты НДС.

    На итоговый размер пеней влияют следующие факторы:

    • период просрочки;
    • сумма задолженности, не перечисленная в бюджет;
    • величина ставки рефинансирования, применимая во время просрочки.

    Размеры пеней устанавливаются 4 частью 75 статьи того же кодекса и составляют 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ от величины недоимки (в 2017 году – 10%).

    Кроме этого, уклонение от оплаты налогового сбора лишает предпринимателей возможности осуществить возврат НДС.

    Обстоятельства, смягчающие ответственность


    При наличии обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, возможно добиться уменьшения величины штрафа за неуплату НДС в срок, установленный российским законодательством.

    Статья 112 НК РФ содержит перечень обстоятельств, наличие которых рассматривается судом в качестве смягчающих вину нарушителя в определённой степени, а именно:

    • тяжёлое финансовое положение нарушителя;
    • наличие личных или семейных причин;
    • нахождение под влиянием принуждения либо угрозы.

    Данный список не является окончательным, поэтому судья вправе самостоятельно решить, считаются ли обстоятельства, вынудившие нарушителя не оплатить НДС в указанные в законе сроки, смягчающими.

    Кроме этого, если гражданин ранее уже совершал аналогичное правонарушение, данное обстоятельство относится к отягчающим вину.

    Переплата по налоговому сбору

    Является ли переплата по НДС смягчающим обстоятельством при обнаружении недоимки, спорный вопрос. На практике большинство судов принимают сторону налогоплательщика и уменьшают сумму штрафного взыскания, однако точного разъяснения законодательство не содержит.

    Так, предприниматель может настаивать на том, что переплата по сбору доказывает отсутствие у него умышленного желания уклониться от оплаты НДС.

    Окончательное решение по данному вопросу остаётся за судьёй, ведущим конкретное дело.

    Совершение налогового нарушения впервые

    В данном случае ответ также неоднозначен, потому как лицо, совершившее правонарушение впервые, могло не оплатить НДС в полном размере по ошибке.

    На практике суды предпочитают учитывать данное обстоятельство в качестве смягчающего вину неплательщика. Однако окончательное решение по-прежнему остаётся за судьёй, ведущим определённое дело.

    Добровольное погашение задолженности

    Если задолженность по НДС была оплачена предпринимателем до момента назначения проверки контролирующих органов и обнаружения наличия недоимки, на практике суды признают данное обстоятельство в качестве смягчающего вину.

    Снижение степени виновности гражданина происходит и при своевременном устранении недоимки на основании уточняющих деклараций.

    Однако невозможно сказать однозначно, будет ли добровольное погашение налоговой задолженности рассмотрено судом в качестве смягчающего вину обстоятельства. Законодательство не содержит чётких указаний на этот счёт, поэтому окончательное решение по делу принимает судья.

    Как избежать назначения штрафного взыскания и пеней?

    Если вами в ходе проверки была обнаружена ошибка в отчёте, незамедлительно сообщите об этом в отделение налоговой службы. При необходимости также доплатите сумму недоимки, выявленной на основании уточнения сведений.

    Если назначения штрафного взыскания не избежать, рекомендуется:

    • прибегнуть к смягчающим ответственность обстоятельствам (например, наличию технических неполадок с оборудованием, помешавших вовремя сдать отчётность);
    • предоставить подробное досье на контрагентов (если речь идёт о подозрении на сотрудничество с несуществующими фирмами-однодневками и получении необоснованной выгоды).

    Досье на контрагентов рекомендуется собирать не только для обоснования прибыли, полученной в результате заключения договора с какой-либо компанией, но и для проверки данных предприятий. Таким образом возможно избежать возникновения дебиторской задолженности.

    Не нашли ответа на свой вопрос?
    Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас или заполните :

Похожие статьи