Система налогообложения в Венгрии считается одной из самых благоприятных. По сравнению с другими странами Европы здесь довольно низкие ставки для большинства налогов. И облагаются ими и местные жители, и иностранцы.
Показатели экономики Венгрии
Подоходный налог
Все, кто работает в стране и имеет доходы на территории Венгрии, обременен подоходным налогом. К венграм, которые имеют заработки за пределами страны, тоже имеет отношение НДФЛ. С рядом стран заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.
Ставка НДФЛ составляет 16 %. Она одинакова и для наемных рабочих, и для индивидуальных предпринимателей, и для крупных бизнесменов. Доход может быть получен в том числе и от купли-продажи имущества, процентов, дивидендов, вложений.
Отчет представляется по итогам налогового года. Декларацию и плату принимают до 20 мая следующего платежного года. Есть возможность отсрочить подачу документов, но за частичную уплату налога можно заработать штраф.
Венгерские семьи, в которых растут дети, могут воспользоваться налоговым кредитом. Он составляет 62 500 форинтов, если малыш один, и эта сумма не учитывается при расчете НДФЛ. Если детей двое или трое, то сумма, не облагаемая налогом, в три раза больше.
Размер подоходного налога в различных странах мира
Налог на прибыль
Налог на капитал в Венгрии не предусмотрен, зато компании, зарегистрированные в стране, обязаны платить корпоративный налог. Им обременены следующие юридические лица:
- Компании-резиденты.
- Общественные фонды.
- Адвокатские бюро.
- Вузы.
- Компании-нерезиденты с долей прибыли на предприятиях, у которых есть недвижимость на территории страны.
Ставка налога равняется 10 % с базы налогообложения до 500 млн форинтов. Если сумма больше, то выплата - 19 %.
Налог на прибыль может быть пересмотрен. Налоговые послабления предоставляют, например, тем, кто инвестирует больше миллиарда форинтов в венгерские проекты и создает новые рабочие места. Меньший процент выставят и предприятиям, которые поддерживают спорт.
Каждая компания обязана ежегодно платить 3000 форинтов. То есть пошлины предусмотрены и за подачу отчета.
Величина НДС в различных странах
Ставка НДС составляет 27 %. Под нее попадает больше половины товаров и услуг. Однако налог на остальные рассчитывается на льготных условиях. Нижняя граница в 5 % распространяется на такие виды:
- медицинское оборудование и услуги;
- книги;
- журналы.
Продукция, на которую распространяется налог в 12 %:
- продукты питания;
- фармацевтические товары и лечебные препараты;
- энергоносители;
- научные, культурные, гостиничные, транспортные услуги.
До 18 % ставка снижена для следующих продуктов:
- молока;
- молочных продуктов;
- кукурузы;
- муки.
Не попадают под налогообложение некоторые лекарства, легковые машины вместе с обслуживанием, двигатели внутреннего сгорания. От НДС освобожден экспорт.
НДС в Венгрии взимается в соответствии с директивой 2006/112/ЕС от 28 ноября 2006 года, однако с некоторыми поправками на основе собственного законодательства. Венгрия – страна с самой высокой ставкой налога на добавочную стоимость в мире, но при этом здесь действует система льгот, вычетов и возмещения, что значительно облегчает налоговое бремя.
Кто должен платить НДС в Венгрии
Налог на добавочную стоимость в Венгрии обязаны платить все те, кто ведет в ее пределах предпринимательскую деятельность – как юридические лица, так и физические. Для открытия собственного дела в Венгрии необходимо зарегистрироваться как плательщик НДС и получить соответствующий номер.
Даже если компания или частный предприниматель не был зарегистрирован в Венгрии, но поставляют товары и услуги в ее пределах (за исключением тех, к которым применяется режим Reverse Charge), ведут дистанционные продажи (с годовым оборотом выше €35 000), производят импорт на территорию страны, они обязаны платить НДС, зарегистрировавшись как плательщик. В противном случае предусмотрены штрафные санкции.
В случае электронных дистанционных продаж, осуществляемым физическим лицам, а также лицам, не зарегистрированным в Венгрии в качестве плательщиков НДС, налог взимается в той стране, где находится покупатель. Предприятия, ведущие такую деятельность и не являющиеся резидентами в Венгрии, освобождены от необходимости получать номер плательщика НДС в этой стране, если их годовой находится в рамках €35 000.
С 1 сентября 2019 года предприятия, работающие по упрощенной европейской процедуре налогообложения дистанционных продаж MOSS, нерезиденты ЕС получат право выбирать страну, где они желают оформить номер плательщика НДС. Получив НДС-номер одной из стран-членов ЕС, они уже не будут обязаны регистрироваться в Венгрии.
Режим Reverse Charge – европейский механизм, при котором НДС платит покупатель, а не поставщик – в Венгрии может быть применен к услугам, для оказания которых необходимо получить разрешение на строительство; различным работам, имеющие отношение к реконструкции, сносу и обслуживанию зданий и сопутствующим услугам; операциям, связанным с продажей металла; операциям, связанным с продажей зерновых; операциям по отчуждению залогового имущества; услугам по предоставлению в аренду персонала. В этом случае поставщик не имеет обязанности становиться на учет в Венгрии как плательщик НДС.
Ставки НДС в Венгрии
Общая ставка налога на добавленную стоимость в Венгрии равна 27%, однако существуют пониженные ставки, применяемые к некоторым товарам и услугам: 18%, 12% и 5%.
Ставка 18% распространяется на молоко и молочную продукцию (помимо тех, для которых действует ставка 5%), продукцию с содержанием кукурузы, муки и крахмала, онлайн-услуги, ресторанную еду и некоторые иные товары и услуги.
Ставка 12% действует для продуктов питания, фармацевтических товаров, энергоносителей, гостиничных, транспортных, культурных, а также научных услуг.
Самая низкая ставка – 5% действует по отношению к медицинским услугами и оборудованию, бумажным и электронным книгам, а также журналам, молоку и молочной продукции (помимо тех, для которых действует ставка 18%) и некоторым иным товарам и услугам.
Льготы НДС Венгрии
Предприятия, работающие в области малого бизнеса освобождаются от выплаты налога на добавочную стоимость, если их годовой оборот составляет менее 12 000 000 венгерских форинтов. Такой лимит действует с 1 января 2019 года, до этого он составлял 8 000 000 форинтов.
Вновь зарегистрированные малые предприятия освобождаются от уплаты налога на добавочную стоимость, если их годовой оборот составляет менее 6 000 000 венгерских форинтов. На предприятия, не имеющие регистрации в Венгрии, данная льгота не распространяется.
Освобождены от уплаты НДС в Венгрии: страховые, финансовые и почтовые услуги, продажа и аренда земельных участков, продукты ремесленного промысла, операции с ценными бумагами, а также экспорт и поставки, осуществляемые в рамках ЕС.
В последних двух случаях в течение 90 дней с момента продажи необходимо представить документы, доказывающие, что товар был вывезен с территории Венгрии: либо экспортную декларацию, либо единый транспортный документ, если речь идет об экспорте, и транспортный документ, в котором зафиксирована доставка в одно из государств-членов ЕС – если поставка осуществляется в пределах Евросоюза.
Декларация НДС в Венгрии
Все физические и юридические лица, обязанные по закону платить НДС в Венгрии, обязаны подавать соответствующую декларацию каждые три месяца, за исключением тех категорий, которые обязаны делать это каждый месяц:
- вновь зарегистрированные предприятия на протяжении первых двух лет деятельности;
- предприятия, размер НДС которых составляет больше миллиона венгерских форинтов;
- предприятия с групповой регистрацией плательщика НДС.
Предприятия, размер НДС которых за второй год, предшествующий году отчетности, не превысил 250 000 венгерских форинтов, отчитываются каждый год (до 15 февраля).
Возмещение НДС в Венгрии
В Венгрии действует система прямого налогового кредита, согласно которой налогоплательщику возвращается часть уплаченных в виде налога средств с учетом положенных ему по закону льгот, если входящий налог на добавочную стоимость превышает исходящий.
Если предприятие не зарегистрировано в Венгрии, возмещение возможно лишь в случае, когда действует так называемый принцип взаимности: НДС возмещается лишь предприятиям, зарегистрированным в странах, дающим аналогичное право венгерским предприятиям. На сегодняшний день речь идет обо всех странах ЕС, а также Норвегии, Швейцарии и Лихтенштейне.
НДС в Венгрии при покупке новой недвижимости
По основным правилам, операции купли-продажи недвижимости в Венгрии не облагаются НДС, однако есть одно исключение – операции с новой недвижимостью. До 1 января 2016 года операции купли-продажи новой недвижимости в Венгрии облагались НДС по стандартной ставке 27%. Начиная с этой даты и вплоть до 31 декабря 2019 года для таких операций действует сниженная ставка НДС в размере 5%. Скидка применима для апартаментов с полезной площадью до 150 кв.м и домов с полезной площадью до 300 кв.м.
Венгерское налоговое право в настоящий момент является одним из самых современных в Европе, что было достигнуто в результате проведения реформ в конце XX - начале XXI века, представляющих определенный этап на пути трансформации политической и экономической системы страны. В относительно короткий срок Венгрия отошла от политической системы, которую нередко характеризуют как "антитезис верховенства права", так как правящая партия, фактически, контролировала законодательную, исполнительную и судебную власть.
Для переходной экономики, установившейся в бывших социалистических странах центрально-европейского региона, характерна необходимость приведения состояния внутренней экономики в соответствие с требованиями "сети глобализированных рынков". В таких условиях одной из важнейших задач государства является создание совершенно новой системы поступлений в бюджет, однако, не путем установления новых видов налогов, а путем закрепления правовых принципов налогообложения и обеспечения поддержки населения, осуществляемой за счет отведения важной роли косвенным налогам.
До конца 1980-х налоговая система развивалась под диктатом центральной плановой экономики. Два главных элемента плановой экономики - центральный бюджет и государственные предприятия.
Важнейшим же элементом реформ были косвенные налоги (они составляли основную часть дохода государства от налогов), тогда как прямые налоги были ниже, чем в остальных странах Евросоюза. Такой метод должен был осуществлять функцию поддержки населения при необходимости больших поступлений в бюджет. Наибольшей эффективностью обладал, например, налог на добавленную стоимость в ходе процесса приватизации, то есть в наличие определенной автономии у предприятий. В ином случае, при налогообложении связанных с государством предприятий, оно уплачивает косвенные налоги, по сути, само.
До начала налоговых реформ в отсутствие свободы собственников и предприятий конфликт интересов налогоплательщиков и налоговых органов не обозначался, принцип верховенства права не имел значения и, соответственно, о правах налогоплательщиков и об ограничении дискреции налоговых администраций не могло идти и речи. Ориентирами реформ стали охрана собственника и в то же время развитие эффективной рыночной экономики. На начальном этапе был введен НДС, налог на доходы физических лиц и на прибыль предприятий. Закон "О налогообложении" был сделан на примере немецкого. Он включает налоговое процессуальное право и принципы материального права. В отличие от немецкого закона, в нем не содержится исчерпывающих дефиниций. Напротив, он выходит за пределы области налоговой администрации, устанавливая следующие принципы: связь права с его социальным значением; деятельность налогового органа строго в целях, в которых ему предоставлена дискреция; обеспечение налогоплательщика необходимой информацией; сотрудничество налогоплательщиков и налоговых органов; защита налогоплательщика; принципы добросовестности и запрета дискриминации.
Основу налогового законодательства Венгрии составляют: Свод Правил Налогообложения (2003 г.), Закон о Корпоративном налоге и налоге на дивиденды (1996 г.), Закон о едином налоге с оборота (2007 г.), Закон о подоходном налоге с физических лиц. Компания является налоговым резидентом Венгрии, если она зарегистрирована на территории Венгрии. Резидентные компании подлежат налогообложению по всему своему мировому доходу, нерезидентные компании облагаются только налогом на доход, полученный от источника в Венгрии. Филиалы облагаются так же, как и дочерние компании. Вся прибыль, включая прибыль от торговли, прибыль иностранного происхождения и др., полученная компанией, облагается корпоративным налогом (налогом на прибыль). Также корпоративный налог применяется к пассивным доходам и к доходам с капитала. Расходы, связанные с полученными доходами, подлежат вычету из налоговой базы. Финансовый год главным образом приравнивается к календарному году, но он может варьироваться, если это указано в Учредительном договоре компании. Финансовый год обычно состоит из 12 месяцев, но он может быть увеличен или уменьшен в первый год регистрации компании.
Единый налог с оборота - это форма самообложения: одновременно с представлением налоговой декларации следует вносить и самостоятельно вычисленную сумму налога. Налоговые органы проверяют данные налоговой декларации и в случае нарушений могут наложить штраф в размере от 50 до 200% недостающей части налога.
Единый налог с оборота (ЕНО, соответствует российскому НДС), которым облагаются все производимые в стране товары и многие услуги, имеет три налоговые ставки: 0, 15 и 27%. Самая высокая, 27% -ная ставка является основной и распространяется на наибольшее число товаров.15% -ная ставка представляет собой льготную форму налогообложения и относится к некоторым видам услуг. Нулевая ставка означает, что налог с оборота не включается в цену товара. Однако если при производстве данного изделия использовались товары и услуги, в цене которых содержится налог с оборота, производитель имеет право получить компенсацию. Нулевая ставка распространяется на основные продукты питания, на лекарства и медицинские товары, на готовые квартиры (строительные материалы облагаются 27% -ным налогом), потребительские услуги, снабжение энергией населения. Таким образом, нулевая ставка служит средством проведения соответствующей социальной политики, и в ней находят отражение сохраняющиеся дотации.
На импортные товары и услуги распространяются те же ставки налога с оборота, что и на аналогичные отечественные. Одновременно экспортная продукция не подлежит налогообложению, то есть на нее распространяется нулевая ставка налога. Таким образом, эти товары и услуги вывозятся по цене, в которую не входит налог с оборота. Эго соответствует международной практике и обеспечивает венгерским производителям при выходе на внешний рынок одинаковые с конкурентами из других стран условия.
Введенные в 1998 г. акцизы представляют фиксированный, в зависимости от вида продукции, сбор из расчета на единицу продукции. К акцизным товарам относятся топливо, технические масла, спиртные напитки, алкоголь, табак.
Потребительским налогом облагаются, помимо акцизных товаров, также личные автомобили, золото, кофе (в зависимости от вида - 10-35%).
Корпоративный налог (налог на прибыль) платит каждое юридическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью. Ставка этого налога установлена на уровне 19% (это почти в 2 раза ниже средних по ЕС показателей). По мнению экспертов, установление такой низкой ставки способствует притоку иностранных капиталов и борьбе с "теневой" экономикой. При этом, однако, Венгрия не относится к числу стран с репутацией "налогового рая", поскольку требования к другим элементам налоговой системы (например, в отношении отчислений в фонды социального страхования, местных налогов и т.п.) остаются достаточно жесткими. Базой для налогообложения служит полученная в налоговом году прибыль. Законодательно определен ряд условий, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу: сфера деятельности предприятия, юридическая форма, происхождение средств производства, направления использования прибыли.
При выплате корпоративного налога предусмотрен ряд льгот, напрямую связанных с инвестиционной политикой предприятия. Один из принципов льготного налогообложения состоит в том, что величина налоговой суммы уменьшается на 50%, если предприятие, ежегодно увеличивая сумму инвестиций не менее чем на 5%, за 5 лет сможет довести их объем до 1 млрд форинтов (2,8 млн. евро). Полное освобождение от уплаты корпоративного налога применяется, если инвестор вкладывает 10 млрд форинтов (28 млн. евро) при условии ежегодного роста объема продаж на 5% и обеспечении прироста занятых на предприятии не менее чем на 500 человек.
Другой принцип основан на полном освобождении от уплаты налога в течение 10 лет тех предприятий, которые участвуют в государственной программе поддержки наименее развитых регионов страны, осуществляют там инвестиции в объеме не менее 3 млрд форинтов (8,7 млн. евро). Аналогичным образом действуют льготы в случае капиталовложений в районах, в которых уровень безработицы на протяжении двух предшествовавших инвестициям лет превышал 15%.
В случае реинвестирования всей полученной прибыли предприятие освобождается от уплаты 20% налога на дивиденды.
При определении размеров подоходного налога в Венгрии стремились обеспечить несколько требований. С одной стороны, необходимые поступления в бюджет следует обеспечивать, не облагая налогом граждан с наиболее низкими доходами. С другой стороны, налоговые ставки не должны снижать заинтересованность в достижении высоких производственных результатов. Поэтому в процессе реформ остановились на конструкции, при которой максимальная ставка налога не превышает 60%. Основная часть налоговых поступлений при этом обеспечивается за счет тех граждан, годовой доход которых не превышает 120 тысяч форинтов. Их доля составляет 60-70% от общей численности занятых в экономике. Верхняя граница доходов, в пределах которой они не облагаются налогом, составляет 48 тысяч форинтов в год. С учетом различных льгот это означает, что 20% работающего по найму населения и около 70% работающих пенсионеров подоходный налог не уплачивают.
В соответствии с Законом о подоходном налоге налогообложению подлежат все виды доходов венгерских граждан. Налог рассчитывается, исходя из общей суммы дохода, независимо от того, получен ли он в пределах страны или из-за границы. В соответствии с этим в законе определяется, каким образом и в каких размерах облагается налогом доход от работы по найму, от мелкотоварного сельскохозяйственного производства, от предпринимательской деятельности, от научной деятельности и изобретательства, от продажи движимости и недвижимости или сдачи их в аренду, от вкладов в сберегательные кассы и ценных бумаг и пр.
Подоходный налог составляет 16% . Облагаются любые поступления - доход от трудовой деятельности, процентный доход, дивидендные поступления.
Чтобы упрочить связи между гражданином и государством, с 1989 г. принят порядок, что подоходный налог, взимаемый по месту жительства, поступает в бюджет местного совета. Таким образом, развитие той или иной территории в значительной мере зависит от фактической уплаты подоходного налога населением.
Налог на дарение и наследование - до 40% (близкие родственники освобождены от налога на наследство). Налог на приобретение объектов недвижимости: при сумме покупки до 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) ставка составляет 4%, при сумме покупки свыше 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) - 2%.
Наиболее прогрессивным представляется принцип сотрудничества налогоплательщика с налоговыми органами. В условиях рыночной экономики интересы обоих субъектов совпадают, в связи с чем законодательно была предпринята попытка закрепить данный принцип и определенным образом уравнять субъектов правоотношений во взаимных правах и обязанностях (налоговые органы обязаны обеспечивать налогоплательщиков необходимой информацией; налогоплательщик может в судебном порядке добиться выплаты компенсации за предоставление неверной информации налоговым органом).
Примерами вышеуказанного информационного обеспечения выступают публичные и частные решения налоговых администраций, направленные на разъяснение налогоплательщикам вопросов по интерпретации закона применительно к конкретным случаям. Практика в Венгрии в отношении этих видов информирования отличается от систем, используемых в других странах. Министерство налоговой политики разделяет с налоговыми администрациями ответственность за вынесение публичных решений, осуществляющих информационную функцию (в них содержатся сведения о том, как интерпретируется и применяется закон); налоговые администрации же несут исключительную ответственность за вынесение частных решений.
Принцип защиты прав налогоплательщика проявляется в предоставленном данным законом налоговому органу праве сокращать или смягчать требования в случае умышленной неуплаты налогов. Согласно данному положению, если семья налогоплательщика может быть поставлена в затруднительное положение (в случае физических лиц) или же уплата налогов делает юридическое лицо неспособным продолжать деятельность, то налоговый орган может отсрочить или сократить налог. Данная дискреция, предоставленная законом, подразумевает самостоятельную оценку органами характеристики налогоплательщика и обстоятельств дела.
В качестве еще одного принципа налогового права Венгрии стоило бы обозначить принцип ограничении дискреции. Исполнительной власти (или налоговой администрации) предоставлена прямая дискреция с целью воздействия на налоговые обязательства, а также косвенная дискреция в виде широкой свободы интерпретации закона. Тем не менее, если налоговым администрациям предоставлены полномочия по осуществлению правового регулирования, то содержание такого регулирования строго ограничено и четко регламентировано правовыми нормами. Исключением может быть только возможность усмотрения смягчать или отменять налоговые обязательства в особых случаях, обозначенная выше.
Ввиду того, что законодатель постсоциалистических стран нередко имеет ограниченное представление о современных налоговых правоотношениях и институтах, четкие и недвусмысленные формулировки норм права могут отсутствовать, что образует пробел в налоговом праве. В Венгрии такая проблема решается не только с помощью прецедента, но и с помощью наделения органов правом руководствоваться концепциями и дефинициями других отраслей. В свою очередь, данный способ ограничивает возможность применения прямых или косвенных дискреций. В то же время, значение других отраслей права и делегирование полномочий другим министерствам рассеивает налоговый контроль от Министерства налоговой политики.
В доходах бюджета Венгрии основное место в налоговых поступлениях в бюджет занимает единый налог с оборота (аналог российского НДС), доля которого составляет 39%. За ним следуют подоходный налог (24% поступлений), потребительский налог и акцизы (19%), налог на предпринимательскую прибыль (корпоративный налог) - 10%. Как результат проведенной реформы, в текущей системе налогов Венгрии значительную долю налоговых поступлений составляет налог на добавленную стоимость, который по общему правилу составляет 27 процентов, при наличии налоговых льгот его ставка снижена до 18 и 5 процентов. Прямые налоги - налог на прибыль корпораций, на доход физических лиц, местные налоги и иные налоги - менее весомы, их ставка не превышает 19 процентов.
Налог на доходы физических лиц составляет 16%. Облагаются любые поступления - доход от трудовой деятельности, процентный доход, дивидендные поступления.
Налог на дарение и наследование - до 40% (близкие родственники освобождены от налога на наследство).
Налог на приобретение объектов недвижимости: при сумме покупки до 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) ставка составляет 4%, при сумме покупки свыше 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) - 2%.
Налог на прибыль компаний составляет 19%, есть льготная ставка 10%.
венгрия законодательство налоговая система
Налоги на социальное обеспечение уплачивает как работодатель (28,5% от ФОТ), так и сам работник путем удержаний из его заработной платы (ставка повышена до 18,5% с предыдущей 17,5%).
Могут применяться дополнительные отраслевые и местные налоги на бизнес.
Налог у источника при выплате дивидендов, процентов и роялти (в отдельных случаях только иностранному) юридическому лицу не взимается.
Органы местного самоуправления имеют право для пополнения своего бюджета вводить местные налоги.85% всех поступлений в бюджеты районных, городских и областных администраций составляет промысловый налог. Остальная часть приходится на налог на строения, коммунальный, туристический налог и прочие сборы. Верхний предел ставок местных налогов устанавливается централизованно, а местные администрации сами решают, какие из налогов вводить и с какими ставками.
Таким образом, на основе рассмотренного примера налоговой реформы в Венгрии можно выделить следующие положения, способствовавшие успешному ее проведению: отведение главной роли косвенным налогам, обеспечение поддержки населения за счет важнейших принципов защиты налогоплательщика и кооперации между налоговыми органами и налогоплательщиками. В настоящее время многие из бывших социалистических стран еще не перешли в полной мере к рыночной экономике, следовательно, данный позитивный опыт мог бы стать для некоторых из них ориентиром.
Едва ли найдется такая страна, которая не приняла бы с радостью иностранных инвесторов. С тех пор как рынок услуг оффшорного типа разделился на безналоговые и низконалоговые юрисдикции, при создании компаний и планировании инвестиций необходимо уделять больше внимания реальным услугам, предоставляемым данной страной. Сегодня Венгрия, будучи государством-членом Европейского Союза, ожидает иностранных инвесторов, учредителей компаний или бизнесменов, постоянно проживающих на ее территории, с большим количеством доступных льгот для всех международных инвесторов.
В рамках ЕС в связи с ужесточением внутренней системы контроля к настоящему времени осталось лишь несколько юрисдикций с низким налогообложением, таких как, например, Мальта и Кипр. Нельзя забывать, что до вступления в ЕС Венгрия также была популярной страной для учреждения оффшорных компаний. Но прошедшее время, показало, что и сегодня страна по-прежнему нуждается и все больше будет нуждаться в иностранных инвесторах. А их доверие можно завоевать лишь путем предоставления налоговых льгот и упрощенного делопроизводства. Сегодня, Венгрия вовсе не считается оффшорным центром, но именно поэтому доверие к венгерским компаниям является гораздо лучше, чем к компаниям стран, оффшорная деятельность которых неотделима от имиджа данных юрисдикций.
Каковы наиболее важные преимущества венгерской налоговой системы?
– Ставка корпоративного налога до налоговой базы в 1,7 млн. евро составляет 10% по сравнению с кипрскими 12,5% и малтийскими 35% налоговыми ставками.
– Доходы холдингового типа (дивиденды, прибыль, полученная от продажи дочерней компании) не облагаются налогом.
– В случае получения венгерской компанией роялти эффективная налоговая ставка составляет всего 5%.
– С платежей, покидающих страну, не взимается удерживаемый налог.
Какое место занимает венгерская компания в международной структуре?
Как государство-член Европейского Союза Венгрия не фигурирует ни в одном черном или сером списке международных организаций, и во избежание двойного налогообложения страна заключила свыше 70 соглашений. Учитывая тот факт, что в стране отсутствует налог на проценты, роялти или дивиденды, их можно свободно вывести за пределы международного сообщества. Так как выплаты в любые юрисдикции осуществляются в безналоговом порядке, венгерская компания является лучшим связывающим звеном между оффшорными и оншорными фирмами предпринимательста.
Венгерская администрация, связанная с учреждением компаний, является одной из самых быстрых в ЕС. Любой владелец английской фирмы знает, что получение номера НДС может занять до 9 месяцев, или же, например, на Кипре для получения регистрационного номера, необходимого для работы компании, требуется предоставить договоры и счета-проформы. В Венгрии же номера НДС и EORI запрашиваются автоматически вместе с учреждением компании.
Директором венгерской компании может быть и иностранное лицо, в этом случае есть возможность получения свидетельства о налоговом резидентстве.
Коэффициент тонкой капитализации – 3:1. Это означает, что затраты на выплату процентов по долговым обязательствам, превышающим стоимость венгерской компании, не могут быть вычтены из налога. Потери могут быть бессрочно перенесены на следующие годы или без ограничения во времени покрываться за счет прибыли последующих лет. Однако, вычет не может превышать половины корпоративной налоговой базы.
Местный индустриальный налог составляет максимум 2%. Так как его уровень определяется местными органами власти от 0 до 2 процентов, то в зависимости от места нахождения фирмы может быть гарантировано полное освобождение от данного вида налога.
Трансфертные цены в Венгрии
Трансфертное ценообразование в Венгрии регулируется в соответствии с рекомендациями ОЭСР, за крайне редкими исключениями. Кроме того, имеется возможность запросить у венгерского налогового ведомства предварительную оценку трансфертного ценообразования. В любом случае трансфертные цены должны быть документированы в Венгрии. Однако, предприятия малого и среднего бизнеса (МСП) освобождаются от этого обязательства. Венгерские фирмы могут квалифицироваться как малые и средние предпринимательства, если количество их сотрудников не превышает 250 человек и чистый доход ниже 50 млн. евро или все активы и обязательства не превышают 43 млн. евро.
НДС в Венгрии
Регулирование налога на добавочную стоимость (НДС) в Венгрии совпадает с соответствующими директивами ЕС. Венгерские компании могут запросить номера НДС и ЭОРИ Европейского Союза. Финансовая деятельность (включая и групповое финансирование) освобождается от уплаты НДС. В Венгрии существуют три налоговые ставки НДС: 27% (стандартная ставка), но есть и льготные ставки – 18% и 5%.
Учитывая нормы венгерского налогообложения, становится явным, какие преимущества ждут инвесторов в стране. В целом Венгрия является страной с низкими налогами, соответствующими во всех отношениях нормам ЕС и других международных организаций, и она ожидает иностранных инвесторов с льготными налогами. Венгрия представляет собой наилучшую возможность в международной структуре для объединения он-и оффшорных видов деятельности и компаний.
Crystal Worldwide Ltd.
Amerikai str 59.
H-1145 Budapest
Hungary
Telephone: +36 1 383 0333
Facsimile: +36 1 383 0433
Web: http://www.crwwgroup.net
E-mail: [email protected]
В этой стране удивительным образом сочетается кочевое цыганское прошлое и европейское будущее. Именно ради него разгораются страсти на политической арене, евро постепенно вытесняет национальную валюту, а инвесторов созывают привлекательными налоговыми ставками.
Скромность украшает
Для большинства из нас Европа – это в первую очередь тандем из наиболее влиятельных стран ЕС, обладателей популярных туристических маршрутов, будь то родина Эйфелевой башни, страна «гордых и предубежденных» англичан, или лидеры финансовых и экономических гонок. И только Венгрия, несмотря на ее расположение в сердце европейских широт, необъяснимо отличается от общих черт и характеристик своих соседей. Здесь даже гурманы позволяют себе разбавлять вино содовой, а цыгане – одна из политических сил страны. Именно Венгрия особенно славится уникальными архитектурными памятниками и природными красотами, охраняемыми ЮНЕСКО, а в 70-х годах XX века силами и фантазией местного скульптора изобретен увлекательный кубик Рубика. Бродя по улицам Будапешта, гости столицы будут приятно удивлены вполне привычным для венгров расположением фешенебельных ресторанов рядом с традиционными корчмами. А проводимое раз в год мероприятие, названное «Прожорливым четвергом», лишний раз доказывает, что национальная кухня – это один из главных предметов гордости. Салями, паприка, штрудель, гуляш, гусиная печень – вот далеко не полный перечень излюбленных продуктов и блюд. Обидно признавать, что красоту и уникальность этой страны первыми оценили немцы, австрийцы и итальянцы, которые, в отличие от русских путешественников, давно облюбовали красоты берегов Дуная и термальные источники. Не проезжают мимо этой страны и люди искусства: когда-то Мадонна пробовала здесь себя в роли актрисы, а Спилберг и того больше – снял на берегах Дуная один из своих киношедевров.
Экономические реалии
Если отойти от безусловно заслуживающей внимания внешней красоты и романтичности Венгрии, то останется, пожалуй, не самая впечатляющая экономическая и социальная государственная картина. Венгрия, как истинный «европеец», трудится не покладая рук, но почему-то работают в стране не столько сами венгры, сколько украинцы и даже китайцы. Некоторые местные издания публикуют устрашающие новости о том, что бо льшая доля «черного» рабочего рынка – это сами венгры. Между тем в последние месяцы уровень безработицы ползет вверх, а беспринципные работодатели пользуются создавшейся ситуацией. Рабочий класс жалуется не незаконное нарушение их прав и трудового законодательства, так как руководство компаний прибегает к одностороннему перекраиванию договоров, в котором понятие «гибкий график» превращается в увеличенный рабочий день без оплаты за сверхурочные часы. Увольняться венгры не спешат, так как устроиться на лучшее место, да и вообще найти новую работу, сейчас проблематично.
Среди нерешенных социальных проблем, как это ни странно, до сих пор стоит вопрос о статусе и правах цыган. Венгерские исследовательские агентства пришли к выводу, что коэффициент терпимости к цыганской общине среди населения меняется в зависимости от уровня образования граждан. Что удивительно, обладатели наиболее качественного образования не поддерживают лояльного отношения к цыганам так же, как и те, кто в меньшей степени обременен интеллектом.
Гражданская активность и заинтересованность судьбой своей страны в эти дни подпитывается бушующими предвыборными кампаниями. Ознакомившись с обещаниями кандидатов, несложно понять, что больше всего беспокоит венгерский народ безработица, охрана и поддержка исторических и природных комплексов и высокие налоги. Парадокс, но если для жителей Венгрии налоговое бремя с каждым годом становится все более непосильным, то для инвесторов из других стран местный налоговый климат вполне приемлем.
Налоговое планирование по-венгерски
Когда с 2006 года оффшорный режим налогообложения в Венгрии был отменен, налоговые консультанты сомневались, что в Венгрию вернутся инвесторы. Тем не менее некоторые черты налогового законодательства позволили Венгрии не сойти со сцены международного налогового планирования.
Система налогообложения Венгрии полностью соответствует требованиям Евросоюза и ведущих международных организаций в этой области (ОЭСР). Между тем страна по-прежнему привлекает инвесторов своей довольно лояльной налоговой политикой. В отличие от нашего государства, Венгрия привлекает бизнес своей поистине европейской надежностью и принадлежностью к Шенгенской зоне. Отрегулированная сфера предоставления услуг позволяет инвесторам рассматривать Венгрию как отправной пункт для начала экспансии в другие страны региона.
К одним из основных преимуществ налоговой системы относится освобождение компаний от уплаты налога на полученные дивиденды. Если принять во внимание данный факт, то становится вполне очевидным, что венгерская компания может распределять свой дивидендный доход в оффшорной компании без каких-либо обязательств по налогам.
Исключение составляют налогоплательщики – контролируемые иностранные компании (CFC). Доход в виде полученных от них дивидендов является налогооблагаемым для налогоплательщика – юридического лица. Режим «исключения из доли» (то есть освобождения от налога квалифицированного участника) в этом случае не применяется.
Неблагоприятный налоговый эффект для контролируемой иностранной компании состоит в том, что суммы уплачиваемого вознаграждения считаются расходом, возникшим не в процессе продвижения коммерческой деятельности компании (если не будет доказано обратное).
Несмотря на все перечисленные выше привилегии для бизнеса, государственная казна все же исправно пополняется налоговыми платежами. А происходит это посредством более высоких ставок подоходного налога и налога на заработную плату. Налог на доходы предприятия тоже занимает не последнюю строку расходов, хотя ставка по нему довольно щадящая. Хозяйствующие субъекты Венгрии также обязаны платить в пользу городских муниципалитетов налог на предпринимательскую деятельность. И, наконец, венгерское налоговое законодательство сходно с российским по количеству и частоте вносимых изменений, что создает проблемы как для налогоплательщиков, так и для налоговых консультантов.
Доход не повод для налога
Компании, зарегистрированные в Венгрии (резиденты), уплачивают налог на прибыль в размере 19 процентов от всего мирового дохода. Нерезиденты должны быть обеспокоены налогообложением доходов, полученных только на территории страны. Если прибыль компании не превышает 50 миллионов венгерских форинтов, а это примерно 185 000 евро, при соблюдении определенных требований ставка может быть снижена с 19 до 10 процентов. Как и в России, налогооблагаемая прибыль рассчитывается с учетом позиций, уменьшающих или увеличивающих налогооблагаемую базу. Если венгерская компания получила убыток, он может быть перенесен в счет будущих доходов без каких-либо ограничений при условии, что подобные финансовые результаты не являются следствием нарушения правовых норм.
С 1 января 2010 года вступили в силу новые правила налогообложения процентного дохода из иностранных источников, которые дают возможность использовать Венгрию эффективным, с налоговой точки зрения, образом в схемах предоставления займов. Согласно положениям Закона о налоге на прибыль, процентный доход из иностранных источников не облагается в Венгрии налогом на прибыль. Закон определяет процентный доход как 75 процентов, полученных налогоплательщиком, за вычетом расходов, которые могут быть напрямую отнесены к образованию процентов. Это в конечном итоге означает, что только 25 всех процентов, полученных от иностранного источника, будут облагаться в Венгрии налогом на прибыль в размере 19 процентов. В отношении общего процентного дохода это освобождение приводит к эффективной налоговой ставке (4,75 процента) на проценты, полученные венгерской компанией из иностранного источника. Это может быть очень привлекательным моментом для российских компаний, принимая во внимание тот факт, что в соответствии с соглашением об избежании двойного налогообложения между Россией и Венгрией, проценты, выплачиваемые из России в Венгрию, не облагаются налогом у источника финансирования.
Правила «освобождения участия»
Известно, что, если компания выпускает в продажу свои акции, возникает определенный прирост капитала. Согласно венгерскому законодательству в этом случае в силу вступают так называемые правила «освобождения участия». Основной их принцип – приравнивание прироста капитала к доходу от торговой деятельности и, как следствие, налогообложение этих сумм по ставке 19 процентов. Использовать данную норму могут лишь те налогоплательщики, которые владели, по меньшей мере, 30 процентами капитала присоединенного предприятия в течение не менее одного года до момента продажи акций. Доход от прироста капитала, полученный от продажи акций компаний, ведущих операции с недвижимостью, также облагается налогом по общей ставке. Но для иностранных акционеров наличие налогового соглашения об избежании двойного налогообложения между Венгрией и страной регистрации акционера может означать отсутствие необходимости уплачивать налог.
Уведомление о приобретении ценных бумаг должно быть направлено налоговым органам в течение 30 дней.
Дивиденды и роялти
В Венгрии не взимается налог у источника с дивидендов, выплачиваемых нерезидентным компаниям. Если же дивиденды выплачиваются акционерам – физическим лицам, суммы облагаются налогом по ставке 25 процентов. Проценты и плата за услуги, перечисляемые в пользу иностранных физических и юридических лиц, не подлежат налогообложению у источника, если получатели являются резидентами страны, подписавшей соглашение об избежании двойного налогообложения с Венгрией. При отсутствии такого документа у получателей возникнет обязанность оставить часть средств в венгерском государстве в качестве налога у источника по довольно внушительной ставке – 30 процентов.
Правила, касающиеся корректировки налоговой базы по налогу на прибыль, предоставляют определенные льготы и в отношении получаемого венгерскими компаниями дохода в виде роялти.
В качестве специальной статьи, уменьшающей налоговую базу, разрешается принять к вычету из прибыли до уплаты налога 50 процентов полученного налогоплательщиком дохода в виде роялти, если такой вычет не превышает 50 процентов от общей прибыли компании до налогообложения. По соответствующим соглашениям об избежании двойного налогообложения роялти могут выплачиваться в Венгрию из большого числа юрисдикций с налогом, равным 0 процентов у источника. Список стран включает Францию, Швейцарию, Израиль и Россию. В случае с компаниями, которые дополнительно имеют иные источники дохода, помимо роялти, и несут расходы, связанные с данной деятельностью, возможность принять к вычету из налоговой базы 50 процентов дохода в виде роялти может привести к довольно привлекательной эффективной ставке налога на прибыль.
Можно в е вро?
С 2010 года венгерским компаниям разрешено вести и подготавливать бухгалтерскую и финансовую отчетность в евро. Решение об использовании этих денежных знаков в качестве функциональной валюты компании должно быть отражено в уставных документах или в учетной политике компании. Причем после указания на данный факт евро войдет в оборот организации как минимум на пять лет. Другая валюта может быть использована только в том случае, если она является функциональной, то есть когда 25 процентов всех доходов, расходов, затрат и обязательств компании осуществляются в этой валюте. Как и в большинстве государств, в Венгрии налоговый год для компаний в общем случае составляет 12 месяцев и соответствует календарному году. Но интересно, что у местных бухгалтеров на подготовку годовой отчетности отведено времени на два месяца больше, чем у российских коллег – подаются итоговые результаты до 31 мая года, следующего за отчетным. Подготовка сводных отчетов не допускается.
Платить «поместно»
В зависимости от того, в каком округе Венгрии зарегистрирована компания или ее постоянное представительство, возникнет обязанность уплачивать определенную сумму местного налога на предпринимательскую деятельность. Решение об обложении налогом и о его ставке принимается местными органами управления. Максимальная ставка достигает 2 процентов, и большинство местных органов управления взимают налог именно по максимальной ставке.
Данный платеж уплачивается с чистой выручки за вычетом стоимости реализованных товаров, стоимости сырья и услуг по перепродаже. Неприятная для предпринимателей особенность местного налогообложения состоит в том, что износ основных фондов, расходы по заработной плате и расходы на общее техническое обеспечение вычету из базы не подлежат.
Недвижимость – под налоговым игом
Как только организация решит осуществить передачу имущества или приобрести не менее 75 процентов доли в уставном капитале компании, владеющей недвижимостью в Венгрии, возникнет повод для расчета налога на покупку недвижимости. Важно отметить, что правила его уплаты применяются не только к недвижимости, приобретаемой с целью инвестиций, но и к тому имуществу, которое переходит в собственность компании ввиду производственной необходимости. Общая ставка налога составляет 4 процента.
В том, что касается приобретения доли в компании, владеющей недвижимостью, налог по заявленной ставке взимается, если рыночная стоимость соответствующего недвижимого имущества составляет менее 1 миллиарда венгерских форинтов (примерно 3 700 000 евро). В случае, если рыночная стоимость недвижимости превышает эту сумму, ставка снизится до 2 процентов. В любом случае венгерский налогоплательщик заплатит не более 200 миллионов венгерских форинтов (примерно 740 000 евро) за одну единицу недвижимой собственности.
Более щадящие расценки применяются к жилой недвижимости. Например, 2 процента – на объект недвижимости с рыночной стоимостью 4 миллиона форинтов (примерно 14 800 евро) и 4 процента –на объекты с большей стоимостью.
Вездесущий НДС
Система исчисления налога на добавленную стоимость в Венгрии приведена в полное соответствие с законодательными требованиями Евросоюза. НДС взимается с поставляемых товаров и услуг, в том числе с импортируемых товаров.
Базовая ставка НДС покажется российскому бухгалтеру высокой – 25 процентов. Основные продукты питания облагаются под 18 процентов, медицинские товары и услуги, а также книги и отопление для местного населения – под 5 процентов. На некоторые товары и услуги НДС не начисляется вовсе.
Периодичность формирования документов по НДС зависит от суммы налога, подлежащей уплате. Отталкиваясь от этого критерия, отчетность подается как ежемесячно, так и ежеквартально или ежегодно. Допускается консолидированный порядок уплаты НДС.
«Подоходным» – по частным доходам
В Венгрии работа по найму предполагает уплату подоходного налога, взносов в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд медицинского страхования, а также профессиональных взносов.
Порядок расчета подоходного налога напоминает недавно прекративший свое существование в России ЕСН: ставка равна 17 процентам для налогооблагаемой базы, которая рассчитывается по ставке 127 процентов от совокупного дохода сотрудника. Такой порядок применим для дохода, не превышающего 5 миллионов форинтов (примерно 18 500 евро). При налогооблагаемой базе свыше заявленной суммы, уплачивается 850 000 форинтов и 32 процента от суммы дохода сверх 5 миллионов форинтов.
Интересно, что обязанность уплачивать взносы в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования лежит на работнике. Ставки по взносам составляют соответственно 9,5 процента и 7,5 процента. Работодатель же уплачивает 27 процентов от совокупного дохода работника в фонд социального страхования, и 1,5 процента от вознаграждения, уплачиваемого сотруднику, в качестве профессионального взноса.
Доходы от прироста капитала и в виде дивидендов от владения долей компании, полученные частными лицами, облагаются по ставке 25 процентов. На эти суммы также уплачивается взнос в размере 14 процентов в фонд медицинского страхования. Максимальные выплаты в ФМС составляют 450 000 форинтов в год. Налог на доход, полученный гражданином Венгрии в результате биржевой деятельности, составляет 20 процентов.