Итак, вы открыли ИП, зарегистрировали ООО или УП и теперь можете спокойно работать. Дальше возникает вопрос уже с налоговой. Какие налоги и как лучше платить и что будет в случае ошибки? Вместе с «Беларусбанком» и юристами разбираемся в нюансах.
Стоит сказать, что глобальной разницы в подходах к налогообложению для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц практически нет. В большинстве случаев в Беларуси применяются всего несколько систем налогообложения: упрощенная (два варианта) и общая.
Что такое общая система налогообложения и когда она применяется?
При общей системе налогообложения вам придется платить налог на прибыль и налог на добавленную стоимость.
Налог на прибыль составляет 18% в месяц для юрлиц и 16% для ИП. В некоторых областях бизнеса ставка может быть меньше или больше, например, страховые компании платят 25%. А производители некоторых высокотехнологичных товаров - 12% и так далее. Налог на добавленную стоимость в Беларуси составляет 20%.
- Если вы открыли общество с ограниченной ответственностью или унитарное предприятие и никак не уведомили налоговую о своем выборе, то автоматически налоговая будет применять к вам общую систему налогообложения, - говорит юрист компании Revera Екатерина Попова.
Как считать налог на прибыль?
Налог на прибыль считается от суммы чистой прибыли. Если схематично, то чистая прибыль - это сумма, которую вы получили, отняв от суммы всей выручки сумму затрат.
Так вот от суммы чистой прибыли (специалисты ее называют налогооблагаемой базой) нужно посчитать 18% или 16% (в зависимости от того, вы юрлицо или ИП). Полученная цифра - это и есть та сумма, которую вам нужно отнести в налоговую. Но при этом важно помнить, что для подсчета налога вычитать можно далеко не все затраты.
- Например, если компания производит стулья и покупает дерево - эти затраты могут быть учтены, - объясняет Екатерина. - Но если компания решит купить для комнаты отдыха своих работников телевизор и никак не докажет его связь с производственной деятельностью компании, то в этом случае стоимость телевизора включить в затраты и уменьшить налогооблагаемую базу нельзя.
В чем фишка упрощенной системы налогообложения?
Упрощенная система предполагает уплату налога по пониженной ставке. Тут может быть два варианта:
5% от выручки компании без уплаты налога на добавленную стоимость;
3% от выручки компании с уплатой НДС (все те же 20%).
Основное отличие «упрощенки» от общей системы в том, что здесь не учитываются затраты. Налоги вы платите с валовой выручки - всего объема денег за товары и услуги, которые вы получили за месяц (или квартал).
- С момента регистрации у компании есть 20 рабочих дней, чтобы предупредить налоговую о том, что будет применяться УСН, - отмечает Екатерина. - Если вдруг компания передумает, то можно вернуть общую систему налогообложения.
Когда нельзя применять «упрощенку»?
По словам юриста, чтобы применять общую систему налогообложения, компания должна соответствовать определенным критериям. Есть виды деятельности, когда упрощенную систему нельзя применять в принципе. Это риелторская и страховая деятельность, сдача помещений в субаренду и так далее.
- Также нельзя применять УСН, если учредителем ООО или УП будет не физлицо, а юрлицо с долей в уставном фонде более 25%, - объясняет юрист.
Но самое главное - «упрощенку» нельзя применять в том случае, если компания превысила определенные лимиты по выручке и средней численности сотрудников.
- Для компаний средняя численность сотрудников не должна превышать 100 человек, а годовой объем выручки должен быть не более 1 949 208 рублей (около $900 тысяч), - объясняет эксперт. - Что касается индивидуальных предпринимателей, то здесь годовой лимит в 2019 году составит 420 тысяч рублей. По числу работников у ИП и так существуют ограничения: нанимать можно не больше трех человек.
Какие «бонусы» в налогах есть у ИП, которых нет у компаний?
Индивидуальные предприниматели также могут применять как общую, так и упрощенную систему налогообложения. При этом с 2019 года даже те ИП, которые были обязаны по закону платить единый налог (например, торговля продуктами питания, производство одежды по заказу, фотосъемка, более подробный перечень можно узнать по ссылке), могут выбирать, продолжать платить единый налог или же перейти на другую систему налогообложения.
При упрощенной системе для ИП действуют те же принципы, что и для юридических лиц: либо платишь 5% от валовой выручки, либо 3% от выручки и НДС. При общей системе предприниматель платит подоходный налог по ставке 16%. Причем затраты в таком случае тоже учитываются при наличии подтверждающих документов.
Но вот что интересно. После уплаты налогов ИП может спокойно использовать доход куда угодно. А вот у юридических лиц не все так просто. Для сравнения: чтобы доход получили участники организации, после уплаты корпоративных налогов (налог при УСН или налог на прибыль) нужно также удержать подоходный налог по ставке 13% при выплате дивидендов физическим лицам.
Но с 2019 года есть два исключения из этого правила:
Если в течение 3 лет прибыль компании не распределялась, то при получении дивидендов ставка подоходного налога составит 6%;
Если в течение 5 лет прибыль компании не распределялась - при получении дивидендов от компании подоходный налог платить не надо, ставка составит 0%.
Что будет, если выручка стала больше лимита, а ты все равно применяешь «упрощенку»?
- С месяца, который следует за отчетным периодом (у вас может быть либо месяц, либо квартал), вы уже должны применять общую систему налогообложения, - отмечает Екатерина. - Налоговую уведомлять не нужно, сама компания или индивидуальный предприниматель должен считать налоги по-новому. Если недоплачивать налог и применять УСН, то за это можете получить и штраф, и пени.
Что выгоднее - УСН или общая система налогообложения?
- Если же это торговля и крупное производство и выручка превышает затраты только на 20% и меньше, тогда нужно думать про общую систему налогообложения. Если затраты составляют менее 80% от выручки, то выгодней использовать упрощенную систему, - объясняет Екатерина. - Поэтому мелкий и средний бизнес, как правило, заинтересован в применении УСН без выплаты НДС. Особенно если мы говорим про разработчиков, оказание услуг и так далее. В этом случае проще вести бухгалтерский учет, компания не настолько завязана на подтверждение затрат, так как в итоге это не влияет на конечную сумму налога. Поэтому здесь меньше риск бухгалтерской ошибки, а значит, и финансовых потерь (штрафы, пени и так далее).
Наш партнер «Беларусбанк» разработал кредиты, предусматривающие привлекательные условия для небольших предприятий со ставкой 5% годовых. Предприниматель может выбрать подходящий вариант в зависимости от целей и размера бизнеса. Смотрите таблицу на сайте нашего партнера.
Налоговая система Беларуси сформирована в 2002 году. Правовой документ, регулирующий сборы с граждан, имеет общий и особенный раздел. Первая часть НК РБ определяет основные понятия, принятые законодательные акты. В особенном разделе нормативного документа отражены особенности местных, республиканских налогов.
Общая система налогообложения
Граждане обязаны ежемесячно делать взносы в государственный бюджет. Особенности системы налогообложения:
- НДС 20% – для организаций, ИП, занимающихся продажей услуг, работ;
- НДС с реализации местных растений, животных, сельскохозяйственной продукции – 10%;
- налог на прибыль – 18%;
- взносы на страхование — 34%.
В Беларуси действует упрощенная система, когда не оплачивается НДС. УСН не могут пользоваться коммерческие компании, предоставляющие в аренду капитальные строения, осуществляющие деятельность в банковской, страховой сфере, занимающиеся производством подакцизной продукции, реализацией ювелирных изделий, товаров через интернет. Основными ставками УСН являются: 3% – для предприятий с прибыли, размером 410 тысяч бел. рублей, 5% – 940 тысяч белорусских рублей, 16% – за товары, услуги без определения цены.
Система регулируется кодексом, устанавливающим принципы начислений, способы проверки. В нормативном акте отражены объекты обложения, порядок оплаты, льготы. Налогообложение регулируется декретами, указами, распоряжениями президента, которые касаются обязательных выплат с граждан. Финансовое обложение в местностях страны регламентировано региональными правовыми документами.
Налоговая система
В стране СНГ предусмотрен общий, особенный порядок начислений. Государством определены республиканские взносы, формирующие госбюджет, и местные платежи. Налоговая система обеспечивает благоприятные условия для экономики страны, социальную поддержку жителям, стимулирует научный прогресс, поддерживает отечественное производство. Каждый гражданин обязан выплачивать налоги РБ, если он признан резидентом. Взносы с населения взимаются по принципу равенства, всеобщности.
Республиканские налоги
Насчитывается 9 налогов, 7 сборов, 3 пошлины, относящиеся к республиканским выплатам. Акцизы назначаются гражданам, занимающимся производством, импортом алкоголя, табака, топлива, бытовой химии. НДС выплачивают лица, занимающиеся реализацией товаров, предоставлением услуг. Каждый гражданин, осуществляющий трудовую деятельность в государстве (белорус, россиянин и другие), обязан выплачивать пошлину с валовой прибыли. Собственники земельных участков, недвижимых объектов ежегодно должны совершать денежные взносы. Действия дипломатических представительств, государственных учреждений подлежат обязательному обложению. Экологический налог взимается с предприятий, занимающихся производством картона, бумаги, пластмассы, улучшением условий по охране окружающей среды.
Местные налоги и сборы
Документы определяют перечень взносов, обязательных к уплате. Пошлины местного значения – сборы за собак, пребывание на курорте, оздоровительных центрах страны. Плательщиками являются физлица, организации, занимающиеся заготовкой дикорастущих растений, грибов, лекарственного сырья.
Особые налоговые режимы
Для плательщиков действует особый порядок исчисления. Особые налоги Беларуси:
- единый налог для ИП, компаний, занимающихся производством продуктов сельского хозяйства;
- сбор за игорный бизнес, лотерейную деятельность, проведение интерактива в интернете;
- сбор за ремесленное производство, агроэкотуризм.
Ставка для единого налога для производителей сельхозпродукции составляет 2% от валовой прибыли, 8% – от выигрыша в лотереи. Сумма сбора с ИП, физлиц, занимающихся торговлей, зависит от территориального местонахождения, условий трудовой деятельности. При реализации продукции за пределы страны с организаций, ИП взимается 3% от прибыли.
Налоги на юридических лиц
Для коммерческих фирм установлена единая налоговая система. Ставка денежных сборов одинакова для белорусских организаций, компаний с иностранными инвестициями. Юридические лица вправе самостоятельно выбирать налогообложение в течение 18 дней после регистрации. Организации могут менять режим в начале каждого года.
Граждане, работавшие более 183 дней за год, именуются налоговыми резидентами. При подсчете не берется во внимание период, который использовался на лечение, отдых за рубежом. Объект обложения – прибыль от источников в Беларуси, за ее пределами.
Налоги на нерезидентов РБ
Нерезиденты, проживавшие менее 183 дней, выплачивают налог с полученной прибыли в Республике. Плательщики до получения дохода вносят авансовый сбор 12%. Для нерезидентов действует нулевая ставка – проценты с кредитов, займов, выданных финансовыми фирмами. Организации, зарегистрированные в иностранном государстве, освобождены от подоходного налога, сбора на добавленную стоимость.
Налоги на бизнес
Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, должны платить налог на бизнес. Существует 3 вида денежных взносов: с хозяйственной деятельности, дивидендов, фонда оплаты труда. ИП в зависимости от профиля бизнеса должны выбрать вид налогообложения. Для предпринимателей предусмотрен единый, подоходный, упрощенный налог. Ставка единого сбора составляет 13%, подоходного – 16%, упрощенного – 5% без НДС, 3% – с НДС.
Налоги с хозяйственной деятельности
Вид денежного обложения с ведения бизнеса уплачивается по общей, упрощенной системе. Общая система – налог на прибыль со ставкой 18%, НДС – в 20%. Упрощенный вид применяется без учета НДС в 5%, с учетом НДС – 3%.
Дивиденды – часть доходов после уплаты налогов, которая распределяется между учредителями согласно количеству долей. 13% начисляется налоговым резидентам и нерезидентам РБ. Сбор за прибыль с дивидендов для юридических лиц составляет 12%.
Налоги с фонда оплаты труда
Плательщик делает взнос за доходы, страховку, пенсионные начисления. Фонд оплаты труда – ежемесячная прибыль гражданина Беларуси. Ставка за страховку составляет менее 1% от зарплаты. От фонда оплаты труда на пенсионные начисления отводится 35%.
Налоги для физических лиц
Трудящиеся граждане обязаны ежемесячно выплачивать НДФЛ. Физическим лицам начисляется подоходный налог в размере 13%, на недвижимость – 0,1% от цены помещения, земли, ТС. Граждане страны, согласно НК РБ, должны оплачивать местные сборы. Физические лица могут являться плательщиками НДС, акцизов, государственных пошлин.
Подоходный налог РБ
Сумма ежемесячных начислений зависит от деятельности, за которую гражданин получает доход. Единая ставка физлиц – 13%. 16% начисляется нотариусам, адвокатам и предпринимателям. Подоходный налог в РБ установлен для лиц, получающих доходы от арендной платы за недвижимость. Размер зависит от района проживания. Физлица, официально работающие в сфере высоких технологий, должны ежемесячно выплачивать 9% подоходного налога в РБ.
Как происходит уплата подоходного налога
Ежемесячно трудящийся гражданин, проживающий в Беларуси, обязан выплачивать государству процент с заработной платы. Расчет ставки зависит от профессиональной деятельности. В РБ физические лица самостоятельно подают информацию о налогах при ведении бизнеса, получении прибыли из нескольких источников дохода. Гражданам, работающим на государственных предприятиях, выдается зарплата с учетом вычета подоходного сбора.
Льготы для вычета подоходного налога
В Беларуси действует система налоговых вычетов. Перерасчету обязательных начислений подлежат доходы, размер которых не превышает 5555 белорусских рублей, выплаты инвалидам, сиротам (не более 11102 бел. рублей в год), материальные подарки (не более 111 белорусских рублей от организаций, до 1678 рублей – от работодателя). В НК РБ определена категория граждан, имеющих право на пользование стандартными налоговыми вычетами:
- ежемесячный доход – менее 563 рублей;
- снижение на 27 рублей за содержание несовершеннолетних граждан, иждивенцев;
- понижение начислений на 52 рубля для вдовцов, опекунов, попечителей, многодетных родителей;
- вычет в размере 131 рубля для ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС, героев СССР, Беларуси, участников ВОВ, инвалидов I, II группы.
Налоговому вычету подлежат страховые взносы, сумма которых не превышает 2874 рублей, для начисления пенсии, медицинского обслуживания. С дохода от приобретения объекта недвижимости в лизинг белорусы могут рассчитывать на снижение процентной ставки.
Новые налоги в Беларуси
Налоговая политика ежегодно совершенствуется. С 2010 года были приняты новые обязательные денежные сборы, начисления которых регулируются властями регионального самоуправления. Дополнительными местными взносами является плата за содержание собак, пользование автомагистралями, несвоевременно оплаченный кредит у иностранного банка, безработицу, начисленные проценты при открытии вклада.
Налог на собак
С 2010 года владельцы собак, чей возраст превышает 3 месяца, обязаны делать взнос в государственную казну за содержание питомцев. Расчет суммы начислений зависит от габаритов животного, региона проживания. За собаку могут не платить пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, ветераны.
Налог на дороги
Обязательный сбор в РБ – налог на дороги. Лица должны заплатить пошлину до прохождения техосмотра ТС. В Беларуси налог на дороги в размере 6 БВ разрешает автовладельцам принимать участие в ДД.
Налог на долги
Белорусы обязаны выплачивать 13% с кредита, оформленного в иностранной финансовой организации, которая не имеет официального представительства в РБ. Приобретение дорогостоящих предметов на деньги, взятые на время у физического лица, подлежит налогообложению. Сборы не взимаются при оформлении кредита у местных банков, личном долге перед индивидуальными предпринимателями.
В 2015 году в Беларуси введен налог по безработице. Деньги взимаются с граждан, не участвующих в финансировании государственного бюджета более 183 дней в году. Размер сбора для неработающих лиц составляет 20 БВ.
Налог на вклады
При открытии вклада в финансовой организации получаемые проценты облагаются 13-процентным налогом. С 2016 года обязательный сбор взимается с гражданина, который оформил рублевый вклад на один год и меньше, валютный вклад на 2 года, решил снять денежные средства раньше установленного срока. Процент автоматически списывается с лицевого счета.
Транспортный налог в Беларуси
Владельцы машин обязаны оплачивать транспортный налог в Беларуси. Без оплаты государственного сбора нельзя пройти технический осмотр автомобиля. Расчет ставки транспортного налога РБ зависит от разрешенной массы, количества БВ.
Уплата транспортного налога
Налоговые ставки различны для физлиц, коммерческих компаний. На конечную сумму влияет возраст транспортного средства, масса, число посадочных мест. Минимальный размер налога для легкового автомобиля (не более 1,5 тонн) составляет 73,5 рублей, для юридического лица – 171,5 рублей. Самая большая ставка уплачивается за владение автомобилем для грузоперевозок более 12 тонн – 612,5 рублей. Налогообложению подлежат мотоциклы, седельные тягачи.
Льготы по налогу
Правительством предусмотрено 50-процентное снижение основного тарифа. Льготные условия предусмотрены для инвалидов. Юридические лица, владеющие пассажирским общественным транспортом, каретами скорой помощи, автомобилями для инвалидов, машинами МЧС, МВД, вправе оплачивать 50% налоговой ставки.
Куда направляется налог
Половину суммы с налогообложения перечисляют в республиканский бюджет. Остальные взимаемые средства направляются в местные органы власти. За эти деньги осуществляется финансирование ремонта трасс, совершенствования дорог.
Борьба за рынок электромобилей
Белорусская сеть АЗС при сотрудничестве с производителем BMW развивает транспортную инфраструктуру Республики. В стране формируется рынок для покупки электроавтомобилей, поставки портативных зарядных устройств. Сервисное обслуживание, открытие заправок с гибридными силовыми установками – основные направления развития сети.
Госпошлина за допуск ТС к участию в ДД
Сумма обязательной выплаты за возможность передвижения автомобиля по территории страны зависит от базовой величины – экономического показателя определения абстрактной ценности покупательской способности денежных средств. Сумма ставки с 1.01.2019 года составляет 25,5 рублей. Граждане должны дополнительно оплатить 0,3 базовой величины за идентификацию, регистрацию ТС, оформление разрешения на участие в дорожном движении. Для ветеранов ВОВ, инвалидов, водителей автомобилей для перевозки опасных грузов устанавливается понижающий коэффициент – 0,5. Повышение базовой величины на коэффициент 2 осуществляется по отношению к транспортным средствам, на которые можно оформлять допуск к участию в ДД на 2 года.
Когда уплачиваются налоги
Налогообложение с физлиц взимается каждый месяц с заработной платы. Индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны вносить плату до 1 числа отчетного периода. Экземпляр декларации предприниматели, владельцы коммерческих организаций подают самостоятельно в налоговую службу до 1 числа следующего месяца. Оплата, предоставление финансовых отчетов осуществляется по истечении налогового периода. Срок создания, отправления ЭСЧФ плательщиками с 2018 года будет истекать с 20 числа периода, следующего за текущим месяцем.
Налоговые льготы и вычеты
Белорусы могут воспользоваться правом снижения ставки по обязательным платежам. Перечень вычетов с подоходного налога:
- стандартные;
- социальные;
- имущественные;
- профессиональные.
Стандартные вычеты предоставляются плательщикам, детям, иждивенцам. Социальный вид льготы может оформить работник, проходящий платное обучение, желающий получить страховку на дополнительную пенсию, медицинское обслуживание. К имущественному вычету относят строительство, приобретение объекта недвижимости, возмездное отчуждение имущества для нуждающихся в улучшении жилищных условиях лиц. Профессиональные льготы будут исчисляться тренерам, спортсменам, нотариусам, адвокатам, гражданам, занимающимся интеллектуальной деятельностью.
Кому положены льготы
Налоговые льготы предоставляются родителям, опекунам несовершеннолетних граждан, проходящих обучение в образовательных учреждениях. Многодетные семьи, лица, оставшиеся без кормильца, матери-одиночки могут рассчитывать на вычет в размере 46 рублей. Льготы начисляются малоимущим гражданам с заработной платой ниже установленного минимума, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Возврат денег
Размер стандартного налогового вычета зависит от категории граждан, оформляющих льготы. При оформлении страховки начисляется возврат суммы за уплаченные в течение года взносы, размер которых не превышает 18130000 белорусских рублей. При отчуждении имущества компенсируется 10% от налогооблагаемого дохода. Профессиональные вычеты составляют 10, 20, 30, 40%, в зависимости от достигнутых результатов.
Порядок уплаты налогов: где оплачивают
Местные налоги граждане могут оплачивать в банках, отделениях связи, на почте, через информационные киоски, ИНФС. Юридические лица вносят деньги только через финансовые организации, например – Беларусьбанк. Граждане могут досрочно оплачивать сборы за квартиру, землю. С физических лиц подоходный налог, взнос за прибыль взимается с заработной платы автоматически. Коммерческие организации, индивидуальные организации обязаны внести денежные средства через налоговую инспекцию, банк.
Налоговые изменения 2018 года
Изменения касаются увеличения критериев для применения упрощенной системы налогообложения, индексации ставок для вычетов, определения подоходного сбора, налога на землю, добычу полезных ископаемых. В 2018 году оплатить взнос может иное лицо помимо плательщика. Для юридических лиц увеличен критерий валовой выручки для упрощенной системы денежных начислений на 20%. С 1.02.2018 года увеличиваются акцизы на спиртовые напитки, табачные изделия, сжиженный газ, если оформляются декларации.
Освобождение от уплаты налогов
Денежные взносы на недвижимую собственность не взимаются с владельцев капитальных строений, которые являются государственным жилищным фондом, санаторно-курортными зданиями, включены в реестр физкультурно-спортивных сооружений, используются в сфере образования, медицины, охраны окружающей среды. Многодетные семьи, пенсионеры, инвалиды, нетрудоспособные граждане, военные срочной службы, имеющие регистрацию в капитальных сооружениях, имеют право на амнистию от налога на недвижимость при предоставлении справок. Сбор за тунеядство не вносят физические лица, которые не могут работать по объективным причинам. К этой категории относятся граждане, воспитывающие несовершеннолетних детей до 7 лет, ухаживающие за инвалидами в возрасте до 18 лет, многодетные семьи, учащиеся образовательных учреждений. Подоходный налог в Беларуси не взимается с выходных пособий за полугодия, установленных коллективным договором.
Штраф за неуплату налога или госпошлины
Несвоевременное внесение обязательных сборов грозит физическим, юридическим лицам административным наказанием. Штраф составляет 40% от задолженности, размер которого не превышает 10 базовых величин. При повторном нарушении закона сумма увеличивается от 100 до 200 величин. Индивидуальные предприниматели обязаны выплатить штраф в размере 40% от налога, но не менее 2 БВ.
Налоговая система Республики Беларусь регламентируется НК РБ. Согласно нормативно-правовому акту, граждане, трудящиеся на территории страны, обязаны ежемесячно делать взносы для формирования государственного бюджета. В РБ установлены республиканские и местные налоги, размер которых зависит от заработной платы, условий труда, района проживания. Для социально незащищенной категории населения предусмотрены льготные условия денежных выплат.
Министерство финансов взялось за корректировку Налогового кодекса и налоговой системы в целом. По задумке, она должна стать более простой, понятной и удобной. А в перспективе даже не исключается снижение ставок подоходного налога и налога на прибыль. Но, учитывая интересы людей и бизнеса, важно не оголить бюджет государства. Ведь за налоговыми отчислениями, сборами и пошлинами стоят наши медицина, образование, зарплаты бюджетникам и пенсии, безопасность, новые дороги, жилье. О том, как найти баланс в этом вопросе, рассуждает доктор экономических наук, профессор Елена Киреева.
- Елена Федоровна, в любой стране налоги могут либо тормозить, либо стимулировать развитие экономики и бизнеса. А что у нас? Как бы вы оценили уровень налоговой нагрузки в стране?
Сегодня налоговая нагрузка к ВВП без отчислений в Фонд соцзащиты составляет примерно 25 процентов. Проще говоря, государство “забирает” в бюджет у предприятий, физлиц четверть заработанных доходов. Много это или мало? Для сравнения скажу, что еще 10 лет назад эта цифра была 35 процентов. С 2008 по 2012 год в стране вдвое сократили количество налогов. Если сравнивать с другими странами, то меньше, чем у нас, налоговая нагрузка в США, Японии, Китае. В то же время в Германии, Франции, Дании, Швеции она значительно выше.
В этих 25 процентах и подоходный налог, и налог на прибыль, на имущество, акцизы. Но самые большие поступления в бюджет от НДС - более 30 процентов. Кроме собственно налоговых платежей предприятия еще производят отчисления в Фонд соцзащиты. Они составляют сегодня 34 процента от заработной платы, но граждане перечисляют только один процент. Остальное берет на себя наниматель.
- И как раз эти платежи существенно увеличивают фискальную нагрузку на субъекты хозяйствования?
Именно. И проблема не в том, что эти взносы большие, а в том, что сложно их снизить. Потому что эти деньги формируют базу для финансирования социальных проектов, выплаты пенсий, пособий и так далее. Если же социальные выплаты переложить с плеч нанимателя на работника, то нам с вами придется расставаться с половиной зарплаты (подоходный плюс 34 процента взносов в Фонд соцзащиты). Психологически люди к этому не готовы.
Кроме того, существует еще такой показатель как уровень централизации финансовых ресурсов. В Беларуси он составляет чуть более 40 процентов от ВВП. То есть 40 процентов от стоимости всех произведенных товаров и услуг перераспределяется через бюджет. По сравнению с другими странами здесь мы в крепких середняках. Например, в Западной Европе эти суммы еще выше, чем в Беларуси. А у наших партнеров по Евразийскому экономическому союзу этот показатель в среднем 30 процентов. Но в России и Казахстане совсем другая структура экономики. Они могут позволить себе более низкие ставки, имея подушку безопасности в виде нефтедолларов и пополняя бюджеты за счет природной ренты, которая не влияет на субъекты хозяйствования.
Тут важно понимать одну закономерность. Социально ориентированное государство априори не может иметь низкого уровня централизации доходов бюджета. Иначе придется делать платными медицину, образование, сокращать декретные отпуска, детские пособия, господдержку на строительство жилья и многое другое из социального пакета.
Есть ли прямая связь между деловой активностью, темпами экономического роста и уровнем налоговой нагрузки?
Безусловно. Инвестор быстрее придет в ту страну, где проще налоговая система. Но не только налоги могут “разогревать” либо сдерживать экономику. Есть и другие факторы для успешного бизнеса. Например, уровень безопасности в стране, гарантии прав собственности, отсутствие административных барьеров, льготные позиции на экспортно-импортные операции и так далее. Например, в Мексике одна из самых низких налоговых нагрузок в мире. Но там очень высока коррупция, сильная наркомафия, что, конечно, отталкивает бизнес.
К тому же налоги - это такая вещь, что эффект от тех или иных мер приходит не сразу. Если сегодня мы снижаем ставку налога на прибыль, завтра ничего не произойдет. Потому что экономические субъекты должны сначала эту прибыль сформировать. Рассчитывать, что за снижением налоговой нагрузки последует экономический взрыв, не стоит.
- Среди экспертов “гуляет” такое мнение, что для эффективного и справедливого налогообложения достаточно, мол, всего трех налогов: с розничных продаж, акцизов и единого подоходного налога с физлиц в 10 процентов. Ваше отношение к столь радикальному предложению?
Любая идея имеет право на существование. При такой системе исключается НДС, у которого сегодня много критиков. Это один из самых сложных налогов, и не только в нашей системе. Но все наши торговые партнеры по ЕАЭС используют НДС. Если мы применяем другой механизм, то обрываем эту цепочку, что в свою очередь усложнит внешнеторговую деятельность. Не изобрело человечество еще ничего такого, что позволило бы всем находиться в равных условиях и соблюсти социальную справедливость. Например, у нас есть такой вид деятельности как игорный бизнес. Это не промышленность, не сельское хозяйство. Нельзя для него предложить один вариант: налог на прибыль, подоходный налог либо еще что-то. Земля, имущество - это блага, которыми кто-то пользуется, получает от этого доход, значит, должен платить налоги.
Другое дело что надо стремиться к совершенствованию, упрощению администрирования налогообложения. Как только мы устанавливаем много льгот, различные шкалы, ставки, налоговая система становится непростой и недешевой в обслуживании.
А что делать с подоходным налогом? Представители бизнес-ассоциации считают несправедливым, когда людей, которые работают за 300-400 рублей в месяц, облагают по той же ставке, как и тех, кто зарабатывает по несколько тысяч долларов.
У нас была прогрессивная шкала налогообложения. Она очень тяжело администрируется. К тому же чем больше ставки, тем больше человек будет стремиться скрыть свои доходы, уйти “в тень”. А это криминал и уж точно отсутствие социальной справедливости. Поэтому переход на плоскую шкалу (что сделали практически все страны, которые вступали на рыночный путь) позволил уменьшить долю теневой экономики. Кроме того, в нашей стране нет ярко выраженного расслоения общества по доходам и нет такого количества миллиардеров, как в России, США или Китае. Стало быть, не имеет смысла устанавливать разные ставки подоходного. А для большей справедливости можно применять, допустим, высокие акцизы на предметы роскоши. Либо коррелировать ставки налога на недвижимость.
- К слову, Минфин не исключает возможности снижения после 2020 года ставки подоходного налога до 10 процентов.
Сама по себе ставка еще ничего не показывает. У нас есть две вещи: ставка и база. Например, сегодня действуют определенные налоговые вычеты: социальные, имущественные. Можно сделать ставку 6 процентов и все убрать. И будем собирать ту же сумму, но уже без льгот. Свою роль играет и демографический фактор. При 20-миллионном населении и ставке подоходного в 10 процентов сумма налогов будет больше, чем при 10-миллионном и 13-процентной ставке. Кстати, в нашей стране подоходный налог один из самых низких в мире.
Повторюсь, дело не только в размере ставок и количестве платежей. Хотя в складывающейся ситуации оправданным видится снижение ставок прямых налогов при одновременном усилении роли косвенных. Такая тенденция полностью совпадает с европейской налоговой политикой. В последние десять лет в Европе растут ставки НДС и снижаются ставки корпоративных налогов.
Однако не менее важно дальнейшее упрощение налогового администрирования. Есть определенные расходы, которые требуют тщательной проработки. Это может быть оптимизация управленческого аппарата (на отдельных предприятиях управленческие штаты излишне раздуты), пересмотр действующего пакета налоговых льгот и порядка их предоставления, снижение расходов на те отрасли, которые сами должны развиваться, либерализация налоговых наказаний, декриминализация бизнеса. И, конечно же, надо менять сознание людей, повышать налоговую культуру.
Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:
- налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
- налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
- страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
- обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.
Кроме того, если это требует законодательство РБ:
- налог на недвижимость;
- земельный налог;
- акцизы;
- экологический налог;
- налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
- оффшорный сбор;
- гербовый сбор;
- другие налоги.
Налоги на бизнес в Республике Беларусь
Налоги на бизнес в Республике Беларусь можно условно разделить на несколько групп:
- Налоги, уплачиваемые с хозяйственной деятельности.
- Налоги с дивидендов.
- Налоги с фонда оплаты труда.
Налоги с хозяйственной деятельности
Налоги с хозяйственной деятельности можно уплачивать по общей или по упрощенной системе налогообложения. При применении общей системы налогообложения, налогооблагаемая база уменьшается на расходную часть, относимую по законодательству Республики Беларусь на себестоимость. Как минимум общая система налогообложения (ОСН) включает налог на прибыль (ставка 18%) и налог на добавленную стоимость (ставка 20%). Упрощенная система налогообложения может применяться без уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и с уплатой НДС. В первом случае ставка налога составляет 5% от валовой выручки, во втором случае – 3%.
Налоги с дивидендов
Налоги с дивидендов в 2016 году для физических лиц – 13%, для юридических лиц налог на прибыль с дивидендов составляет 12%.
Налоги с фонда оплаты труда
Налоги с фонда оплаты труда включают:
- подоходный налог;
- платежи в Белгосстрах (страховка от несчастных случаев);
- платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления).
Под фондом оплаты труда мы понимаем сумму заработной платы, начисленной работникам предприятия за календарный месяц. Обращаем внимание: заработная плата в Республике Беларусь должна выплачиваться минимум 1 раз в месяц.
Ставка подоходный налог составляет в 2016 году 13% (есть ряд льгот для применения ставки подоходного налога в размере 9%). Сумма подоходного налога удерживается из заработной платы работника. Отчисления в Белгосстрах оставляют менее 1% от фонда оплаты труда. Размер отчислений устанавливается в зависимости от вида деятельности, который осуществляет организация.
Платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления) крайне важны для граждан Республики Беларусь, так как согласно Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 №534 «О вопросах социального обеспечения» право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при наличии стажа работы с уплатой в ФСЗН не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. Особенностью платежей в ФСЗН с 2016 года стала обязанность их уплаты для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые работают в Республике Беларусь.
В 2016 году взносы в ФСЗН уплачиваются организацией и за индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по управлению организацией, в том числе, если эти индивидуальные предприниматели – управляющие являются одновременно и учредителями, собственниками имущества. В 2016 году становиться на учет в ФСЗН и уплачивать взносы также должны и представительства иностранных организаций, аккредитованные в Республике Беларусь.
Неуплата или неполная уплата взносов в ФСЗН влечет административную ответственность. На индивидуального предпринимателя или организацию налагается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы взносов. Общий размер отчислений в ФСЗН составляет 35% от фонда оплаты труда, при этом 1% от заработной платы удерживается с работника, 34% – уплачивает наниматель.
5 налогов, которые недавно появились в Беларусии
2010 год: налог на собак
Этот налог появился благодаря решению Минского областного Совета депутатов № 49 в декабре 2010 года. Налог должны платить владельцы собак в возрасте старше трёх месяцев. Правила платы определены ст. 270 Налогового кодекса Республики Беларусь. Ставки зависят от высоты собаки в холке. В каждом регионе свои расценки. Например, в Слуцке такие:
до 40 см – 0,05 БВ в месяц;
40−70 см – 0,1 БВ в месяц;
более 70 см, а также за опасных собак – 0,3 БВ в месяц.
Для того чтобы платить налог, владельцы животных должны обратиться в ЖЭУ по месту жительства.
2014 год: налог на дороги
Официально налог на дороги называется «Госпошлина на выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении». Платить её автовладельцы стали с 1 января 2014 года.
Пошлиной облагаются физические лица и организации перед тем, как пройти техосмотр. Например, в 2014 году за обычный легковой автомобиль (вес 1,5–2 тонны) белорусы платили 5 БВ. Однако с начала 2015 года эту сумму подняли до 6 БВ.
Как показала жизнь, не все готовы платить этот налог. В этом году в Слуцке и Солигорске прокатилась волна использования и поддельных штампов в документах на техосмотр. Автовладельцы платили от $40 до $120, чтобы в сертификат им поставили поддельный штамп. Это дешевле, чем пройти процедуру легально. Но в итоге дороже, когда рука закона настигает хитреца.
2015 год: налог на долги
С января 2015 некоторые белорусы должны платить налог в 13% с суммы кредита иностранного банка, не имеющего представительства в РБ, или денег, одолженных у друзей и знакомых (не у родственников). Как правило, это происходит, если человек купил себе что-то дорогостоящее и тем самым привлёк внимание налоговой. Например, если неработающий житель Слуцка приобрёл квартиру за одолженные у друга деньги. Средства, полученные в белорусских банках, и индивидуальных предпринимателей, налогом на долги не облагаются.
2015 год: налог на тунеядство
2 апреля 2015 года был подписан Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», который люди и чиновники именуют «налогом на тунеядство».
Инициатива привлечь безработных к ответственности исходила от премьер-министра Михаила Мясниковича. Он выступил с заявлением на этот счёт в середине 2013 года на совещании с руководителями Могилёвской области. Инициативу поддержал также Александр Лукашенко: «Принять меры, чтобы все работали, заставить всех работать!» – потребовал он в октябре 2014 года на совещании по вопросам занятости и миграции населения. Декрет был принят, его основные положения можно изложить так: граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т. е. не уплачивающие налоги в бюджет, обязаны уплатить налог в размере 20 БВ.
2016 год: налог на вклады
Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начнёт действовать с апреля 2016 года. С апреля налог в размере 13% будет высчитываться не с суммы всего депозита, а только с начисленных процентов.
Его придётся платить:
- тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
- тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
- тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.
Чтобы заплатить данный налог, не надо будет идти в налоговую. Банки сами спишут с вашего счёта необходимую сумму. Также в Беларуси на данный момент рассматривается введение налога на покупки в иностранных интернет-магазинах.
Ухудшения в налоговых изменениях 2017 года
Помимо постоянных редакционных изменений нововведения 2017 года несут в себе и ряд отрицательных для налогоплательщиков изменений, целью которых является увеличение поступлений в бюджет за счет роста налоговой нагрузки на белорусскую экономику.
Существенное ухудшение вводится для налога на прибыль. Так, с 2017 года вводится понятие экономически обоснованные затраты. Экономическое обоснование затрат, как всегда отдано на усмотрение налоговых органов, которые по своему усмотрению будут определять экономически обоснованы затраты или нет. Исходя из имеющейся правоприменительной практики известно, что все спорные вопросы налоговая инспекция будет трактовать в свою пользу. Не смотря на общую неопределенность с трактовкой экономической обоснованности затрат, уже сегодня можно определить в каком направлении будут работать контрольные органы.
Так уже с 1 января 2017 года экономически обоснованными не могут быть затраты в следующих случаях, если:
- фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;
- работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и такие услуги, работы относятся к трудовым обязанностям такого лица;
- работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если такие работы, услуги относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях.
Фактически в Налоговом кодексе закрепляется уже действующее положение, по которому не учитываются при исчислении налога на прибыль затраты лжепредпринимателей, которые считаются фактически не оказанными. Также законодательством предусмотрен новый подход согласно которому человек, состоящий в трудовых отношениях с предприятием не может оказывать ему услуги в качестве индивидуального предпринимателя, также исключаются затраты по работам, услугам взаимозависимых лиц. Очевидно, что государство пытается бороться со всеми известными ему проявлениями налоговой оптимизации, а по сути, ограничивает возможности для ведения бизнеса в государстве, а, следовательно, ухудшает деловой климат в государстве, способствует продолжению экономического кризиса в Республике Беларусь.
Анализ изменений налогового законодательства на 2017 год выявляет две существенные проблемы в процедуре нормотворчества, мешающие преодолению экономического кризиса в Республике Беларусь.
- Во-первых, изменения законодательства, принимаемые чиновниками, зачастую не соответствуют интересам экономики и связаны с непониманием или нежеланием понять текущую экономическую ситуацию в государстве. Данный недостаток можно преодолеть только путем повышения экономической грамотности чиновников.
- Во-вторых, большинство законодательных изменений носят редакционный характер, которые не только не ведут к дополнительным поступлениям в бюджет, но зачастую оказывают отрицательное влияние на белорусский бизнес. Данный недостаток можно преодолеть только путем сокращения общего количества чиновников посредством сокращения количества функций, выполняемых чиновниками, либо ограничением нормотворческих функций чиновников путем введения 3-5 летнего запрета на внесение любых изменений в законодательство.
Видео
Налоги платят все, а собранные за счет налогов деньги формируют бюджет государства. А вы когда-нибудь считали, сколько ваших денег уходит на налоги? Предлагаем попробовать.
Каждый порядочный и законопослушный гражданин обязан платить налоги. Зачем? Чтобы пользоваться благами страны, в которой он живет, чтобы государство функционировало исправно. Сколько мы платим?
Это зависит от каждого конкретного человека. Но обо всём по порядку. На что идут налоги:
1. Система образования. За обучение в государственной школе дети и их родители не платят, а зарплата учителям и работникам системы образования выплачивается за счет налогов
1736 рублей в год - во столько обходится бюджету обучение одного ребенка в средней школе. Детские сады оказались на 60% дороже - в год на одного детсадовца из бюджета тратится 2790 рублей
2. Вооруженные силы и система правопорядка. Забота о безопасности - дело военных и работников системы правопорядка. В любых ситуациях, где был нарушен закон страны, можно и нужно бесплатно обратиться в местные органы защиты (к милиционеру, участковому, в , государственному адвокату, прокурору и т.д.). Деньги на содержание всех вооруженных сил тоже выделяются из бюджета государства, следовательно, из наших налогов.
3. Законодательная система. Чтобы государство функционировало без вреда для его жителей, необходимо соблюдать законы. Их предлагают, излагают, принимают и следят за исполнением люди, которые работают в законодательной системе.
4. Благоустройство. Дороги сами себя не построят и не отремонтируют. Деревья в городах тоже сами себя не посадят. Все это делает местная администрация - райисполкомы и облисполкомы, сельские советы, ЖКХ, ЖРЭО и прочие ведомственные структуры. Они следят за порядком и комфортом нашей жизни. А деньги на это дают налогоплательщики.
5. Пенсионная система. Пока человек работает, из его зарплаты высчитывается пенсионный налог. Он уходит на пенсионные выплаты действующим пенсионерам. Каждый из нас в свое время тоже станет пенсионером, и тогда налогоплательщики будут «выплачивать» пенсию нам.
Какие налоги мы платим?
Каждый человек платит налоги за себя. Например, если у вас есть автомобиль, то нужно платить дорожный налог (т.е. налог за использование дорог). Если вы купили какой-либо товар - заплатили за него налог в казну государства. Мы перечислим лишь основные налоги, которые платит среднестатистический белорус, и попробуем посчитать, какую сумму мы вносим в бюджет страны.
В первую очередь это подоходный налог. На данный момент в Беларуси существуют следующие ставки этого налога:
. на доходы от дивидендов - 13%;
. на доходы от предпринимательской, адвокатской, нотариальной деятельности - 16%;
. на доходы физических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанные с парком высоких технологий - 9%;
. на доходы от сдачи недвижимости, для физических лиц (в случае, если доходы не превышают 5 555 рублей в год) - устанавливаются фиксированные суммы налога, их размер определяется областным и Минским городским Советами депутатов.
. для физических лиц на все иные доходы - 13%
По данным Белстата за март 2018 года средняя номинальная заработная плата белоруса составила 926,8 рубля. На подоходный налог из такой зарплаты ушло 120,5 рубля. За счет подоходного налога формируется примерно 10% бюджета страны
Кроме того, каждый сотрудник в своем расчетном листе может заметить отчисление на обязательный страховой взнос по пенсионному страхованию - 1% в ФСЗН. Это еще 9,27 рубля от той самой средней номинальной зарплаты. То есть на жизнь белорусу в среднем остается 797,03 рубля.
Налог на добавленную стоимость (НДС) - один из косвенных налогов или налогов на потребление. Данный налог уже заложен в цену любого товара или услуги при продаже. При покупке потребители платят его продавцу, а те переводят в бюджет государства. В «чистом» виде НДС платят только юридические лица и индивидуальные предприниматели, обычные же потребители видят только конечную стоимость и крайне редко знают сумму налога, заложенную в цену товара.
На данный момент в Беларуси налог на добавленную стоимость доходит до 20%. В среднем это 16,7% от стоимости любых товаров и услуг. В зависимости от расходов сумма меняется. На потребительские расходы у белорусов уходит около 76% от всех трат. Если за месяц вы тратите всю зарплату, то на долю НДС приходится примерно 133,1 рубля от «чистой» зарплаты в 797,03 рубля.
Акцизы. Есть список товаров, которые подлежат маркировке товарными контрольными (идентификационными) знаками - акцизами. Сюда входят сигареты, алкогольные напитки, обувь, часы и даже моторное масло - вот полный список . На каждую категорию товаров наклеивается своя маркировка, а стоимость каждого акциза фиксируется отдельно. Делается это для того, чтобы отличить контрафакт от оригинала и обеспечить безопасный импорт товаров в страну. Сколько каждый тратит на акцизные товары - вопрос субъективный.
1221 рубль каждый житель Беларуси заплатил в бюджет в 2017 году в виде косвенных налогов, которые включаются в цену товаров и услуг. 974 рубля пришлось на долю налога на добавленную стоимость, а 247 рублей - на долю акцизов
Услуги ЖКХ. Здесь указать среднее значение сложно. В оплату услуг ЖКХ входит весь перечень, представленный в ежемесячной жировке. Все зависит от квадратных метров, условий жизни и даже погоды на улице. Сколько воды, газа и электричества вы используете ежемесячно, мы рассчитать не можем.
По словам заместителя гендиректора «Белэнерго» Сергея Шебеко, на данный момент белорусы возмещают около 80% затрат на потребляемую электроэнергию, 20% - на тепловую. В этом году был подписан указ № 473 «Об установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2018 год». Планируется, что новые тарифы позволят в 2018 году обеспечить уровень возмещения населением затрат по всему комплексу жилищно-коммунальных услуг в размере более 70%. Остальное субсидируется государством. Субсидии предоставляются гражданам при условии, что ежемесячная сумма коммунальных платежей превышает 20% их среднемесячного совокупного дохода в городе и 15% - в сельской местности. То есть для минчанина коммуналка обойдется в 185,36 рубля при номинальной зарплате в 926,8 рубля. А от зарплаты, полученной на руки (797,03 рубля) после ЖКХ останется 611,67 рубля.
Транспортный налог или налог на авто. Так в народе называют обязанность собственников автотранспортных средств оплачивать госпошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Половина суммы от этого налога уходит в республиканский бюджет, а вторая половина - в местный. Ставки налога разнятся для юридических и физических лиц, для автомобилей с разным весом и разных категорий. Размер налога напрямую зависит от базовой величины (24,5 рубля на данный момент). Льготы на дорожный налог в размере 50% от основной ставки имеют пенсионеры по возрасту и инвалиды. Также льготами пользуется государственный общественный транспорт, транспорт медицинской помощи, вооруженных сил и предназначенный для передвижения людей с инвалидностью.
Если у вас автомобиль весом от 1 до 2 тонн, то придется заплатить 147 рублей за год использования транспортного средства. То есть 12,25 за месяц. Напомним, что после оплаты ЖКХ от средней зарплаты осталось 611,67 рубля, а после транспортного налога - уже 599,42 рубля.
Итого на повседневные расходы среднестатистическому белорусу остается на месяц 599,42 рубля (почти 300$).
Земельный налог. Платят его все, однако сумма рассчитывается для каждого индивидуально. Для этого необходимо знать актуализированную кадастровую стоимость в белорусских рублях (рыночная стоимость объекта недвижимости, построенного на определенном земельном участке). Есть несколько способов рассчитать стоимость земельного налога. Подробнее об этом можно узнать . Владельцы земельных участков платят налог раз в год.
Ставки земельного налога для жилой усадебной зоны установлены для физических лиц за год для жилой многоквартирной зоны:
. при кадастровой стоимости земельных участков менее 41 440 белорусских рублей за гектар - устанавливается в размере 10,36 белорусского рубля за гектар.
. при кадастровой стоимости земельных участков 41 440 белорусских рублей за гектар и выше - устанавливается в размере 0,025 % (от кадастровой стоимости земель).
для жилой усадебной зоны:
. при кадастровой стоимости земельных участков менее 20 720 белорусских рублей за гектар - устанавливается в размере 20,72 белорусского рубля за гектар.
. при кадастровой стоимости земельных участков 20 720 белорусских рублей за гектар и выше - устанавливается в размере 0,1 % (от кадастровой стоимости земель).
В ежемесячной жировке можно увидеть сумму земельного налога, который платят жители квартир. То есть сумма земельного налога делится между всеми владельцами жилой площади на данном участке. Обычно это не более 1 рубля в месяц.
Налог на недвижимость. Его платят все, у кого есть недвижимость. Объектами налогообложения считаются здания и сооружения, а также машиноместа. Налог на недвижимость рассчитывается по годовой ставке: 1% для организаций, 0,1% для физических лиц от стоимости объекта недвижимости. При расчете суммы налога требуется правильно определить стоимость имущества. Оплата происходит раз в год.
Освобождаются от налогообложения объекты недвижимости:
. помещения в многоквартирных домах, находящиеся в собственности физических лиц, но не более одного жилого помещения;
. автодороги общего пользования с обслуживающими, инженерными и защитными сооружениями;
. здания и сооружения в сельской местности, находящиеся в собственности работников (в т.ч. вышедших на пенсию) сельхозпредприятий.
По сути, налог на недвижимость платят только те физические лица, которые являются владельцами частных домов, гаражей или парковочных мест.
Мы не учли налоги индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, налоги, которые платит работодатель за своих сотрудников (еще 34% от номинальной заработной платы) и налоги, например, на собирательство (грибы, ягоды). Однако приведем некоторые цифры, которые помогут представить масштабы налогообложения в Беларуси:
За 2017 год в бюджет страны составил 44 112,80 рублей, из которых 26 340, 50 было выплачено населением в виде налогов.
. Фонд социальной защиты населения принес еще 12 461,50 рубль.
. Каждый работающий человек отдал 6 054 рубля на налоги.
Как видим, сумма, которую каждый белорус платит в бюджет, оказывается очень даже ощутимой, но отличается в каждом конкретном случае. Просчитать сумму, которую тратите на налоги именно вы, можно .