Введение
Базовая сеть федеральных дорог с твердым покрытием в России протяженностью около 50 тыс. км была сформирована к концу 1980-х гг. - на 100 лет позже, чем в развитых зарубежных странах. Поэтому среди наиболее важных в стратегическом отношении задач, стоящих перед Россией, особо следует выделить развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. С учетом территориальной удаленности значительной части регионов России от центра решение этой задачи прямо влияет не только на состояние экономики, но и на обеспечение единства и монолитности страны.
Недостаточная плотность имеющейся дорожной сети и высокая степень ее изношенности уже стали серьезными препятствиями для развития экспортно-импортных отношений с другими странами, поскольку дорожно-транспортная сеть уже не в состоянии справиться с возросшим объемом перемещаемых грузов. Вместе с тем хорошо развитая дорожно-транспортная инфраструктура способна превратить географические особенности России в ее конкурентные преимущества. Россия без дорог - территория, а с дорогами - держава.
Современные задачи по строительству автомобильных дорог
1. Формирование опорной сети и ее интеграция в европейскую и азиатскую дорожные системы.
2. Повышение надежности автомобильных дорог.
3. Совершенствование транспортно-эксплуатационных характеристик дорог.
Надежность автомобильной дороги определяется строго определенным комплексом факторов:
· состояние нормативной базы дорожной отрасли;
· качество проектно-сметной документации;
· соответствие качества применяемых материалов, смесей, изделий и конструкций нормативным требованиям;
· комплексное использование современных машин и механизмов;
· строгое соблюдение передовых технологических процессов;
· наличие высококвалифицированных кадров;
· организация и реализация эффективной системы управления качеством.
Совершенствование методов конструирования и расчета дорожной одежды, создание и внедрение новых дорожно-строительных материалов наряду с повышением качества используемых материалов, применение новых технологий дорожных работ, мониторинг и анализ дорожных предприятий, определение перспективных направлений развития их производственной базы, проведение работ по обеспечению экологической безопасности и применению ресурсосберегающих технологий - все это способствует повышению эффективности функционирования дорожного хозяйства, качества и надежности дорожных конструкций, а так же безопасности дорожного движения.
Классификация автомобильных дорог
I. ТЕХНИЧЕСКАЯ – разделение автомобильных дорог на классы и категории.
Класс автомобильной дороги – характеристика дороги по условиям доступа на нее.
Доступ на автомобильную дорогу – возможность въезда и съезда с дороги транспортных средств, определяющиеся типом пересечения или примыкания.
1. В зависимости от условий доступа
1.1. Автомагистраль – автомобильная дорога, имеющая на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой (более четырех полос движения).
· Дороги, не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными и железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками.
· Дороги, доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных друг от друга на расстоянии не менее 5 км.
1.2. Скоростная автомобильная дорога – дорога, имеющая на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой.
· Дороги, доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях и примыканиях в одном уровне (без пересечения прямых потоков), устраиваемых не чаще, чем через 3 км друг от друга.
1.3. Дорога обычного типа – все остальные автомобильные дороги.
· Могут иметь единую проезжую часть или проезжую часть с разделительной полосой.
· Доступ осуществляется через пересечения и примыкания в одном или различных уровнях, расположенных на расстоянии:
Таблица 4.1 СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02 -85*
Категория автомобильной дороги | Расчетная интенсивность движения, приведенных ед/сут | |
IA (автомагистраль) | Свыше 14000 | |
IБ (скоростная дорога) | То же | |
Обычные дороги | IB | " 14000 |
II | " 6000 | |
III | " 2000 до 6000 | |
IV | " 200 " 2000 | |
V | " 200 | |
Примечания 1 При применении одинаковых требований для дорог IA, IБ, IB категорий в настоящем своде правил они отнесены к категории 1. 2 Категорию дороги следует устанавливать в зависимости от ее значения в сети автомобильных дорог, а также требований заказчика. |
II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ – в зависимости от значения автомобильной дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
К автомобильным дорогам не общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.
1. Федерального назначения – дороги, соединяющие столицу РФ со столицами субъектов РФ.
· Дороги, соединяющие столицу РФ со столицами сопредельных государств.
· Дороги, включенные в перечень международных дорог.
· Дороги, соединяющие столицы субъектов РФ с другими столицами субъектов РФ.
2. Региональные или межмуниципального значения
3. Автомобильные дороги местного значения
4. Частные автомобильные дороги
Автомобильная дорога как составная часть дорожной системы
Подвижный состав и автомобильная дорога представляют собой главные элементы транспортной системы, конечным продуктом взаимодействия которой являются автомобильные перевозки, а основным производственным процессом – движение автомобильного транспорта.
Цель функционирования дорожной системы: удовлетворение потребностей дорожного хозяйства и населения в перевозке грузов с высокой эффективностью, удобством и безопасностью.
Тема 1 Основные положения по организации строительства автомобильных дорог
Классификация дорожно-строительных работ
1. По характеру производства все дорожно-строительные работы делятся на:
1.1. Заготовительные (40-50%) – подготовка и хранение материалов, полуфабрикатов, деталей и т.д., изготовленных производственными предприятиями строительной организации.
1.2. Транспортные (15-20%) – перевозка всех изделий и конструкций к автомобильной дороге и вдоль нее.
1.3. Строительно-монтажные работы (30-40%) – работы по строительству автомобильной доги.
2. С точки зрения организации все дорожно-строительные работы делятся на:
2.1. Линейные – работы небольшой трудоемкости на единицу длины автомобильной дороги, непрерывно повторяющиеся, распределенные по длине дороги равномерно.
2.2. Сосредоточенные – работы большой трудоемкости на малой территории.
Все сосредоточенные работы должны быть выполнены до начала линейных.
Прогрессивной формой организации дорожных работ является поточный метод , при котором все строительные работы выполняются одновременно специализированными механизированными отрядами, двигающимися по трассе один за другим с согласованной скоростью. При таком методе ежедневно заканчивается участок дороги, пригодный для движения транспорта. Поток состоит из специализированных отрядов, каждый из которых выполняет один строительный процесс (‘отсыпка земляного полотна, устройство покрытия и т. д.).
Терминология
Фронт работ – участок достаточный для концентрированного распределения дорожно-строительной техники при работе.
Задел – полезный объем незавершенного производства (технологический, сезонный).
Захватка – участок, на котором выполняются работы специализированным потоком.
Надежность функционирования строительного потока
Надежность автомобильной дороги – способность обеспечивать безопасное движение с расчетной скоростью близкой к оптимальной в течении нормативного срока службы.
При последовательном соединении элементов вероятность безотказной работы всей системы ниже, чем надежность самого ненадежного элемента.
При параллельном соединении элементов вероятность безотказной работы системы выше надежности самого надежного элемента.
Влияние расположения района строительства на технологию возведения земляного полотна
Климатические характеристики:
1. распределение осадков по сезонам года;
2. продолжительность и интенсивность дождей, метелей, гололеда;
3. толщина снежного покрова;
4. температурный режим воздуха в течении года;
5. даты перехода температуры воздуха через 0°С и 5°С;
6. температурный режим грунтов;
8. продолжительность светового дня в разные периоды года.
Дорожно-климатический график
При устройстве земляного полотна из местных глинистых и суглинистых грунтов линейные работы целесообразны в теплый период года, а из привозных (супесчаных и песчаных) – круглый год. Сосредоточенные работы в несвязных грунтах можно выполнять круглый год. Линейные работы начинают по окончании весенней распутицы и заканчивают до начала осенней.
Галеева Сабина
В данной презентации приводится описание работ по строительству автомобильной дороги, подготовительный этап
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Презентация по теме: «Технология и организация строительства автомобильных дорог. Подготовительные работы.» Выполнил: студент группы С1-15 Галеева Сабина Проверил преподаватель: Абдуллин Р.Р.
2.1.1 Основные подготовительные работы К подготовительным работам относятся работы по подготовке территории непосредственно в пределах полосы отвода для сооружения земляного полотна. Состав подготовительных работ: создание геодезической разбивочной основы; перенос и переустройство воздушных и кабельных линий связи, электропередачи, трубопроводов, коллекторов и др.; восстановление и закрепление трассы дороги; расчистка дорожной полосы; расчистка территорий, отведенных под карьеры и резервы; подготовка и усиление сети автомобильных дорог, намечаемых к использованию в период строительства. Состав и объем работ, связанных с освоением территории
будущего аэродрома, зависят от района строительства и выбранной площади под аэродром. Работы по освоению территории выполняют в подготовительный период в объемах, обеспечивающих нормальное развитие основных работ (устройство водоотводной и дренажной системы, производство земляных работ, строительство искусственных аэродромных покрытий, создание дернового покрова и др.).
Последовательность работ по освоению территории должна быть подчинена очередности выполнения основных работ на летном поле. Подготовительные работы выполняют в сроки, установленные общим графиком организации строительства, как правило, до начала основных работ по сооружению земляного полотна.
Создание геодезической разбивочной основы, восстановление и закрепление трассы. Знаки ГРО. Детализация ГРО. 1. Геодезической разбивочной основой на местности служат следующие пункты и знаки, выносимые на местность: знаки, закрепляющие в плане вдоль трассы следующие в плане вдоль трассы (оси) дороги вершины углов поворотов и главные точки кривых, а также точки на прямых участках трассы не реже, чем через 1км; реперы вдоль
трассы не реже, чем через 2км. В скальных грунтах положение точек допускается обозначать пересечением двух канавок, высеченных в скале. Точки разбивки при этом обкладывают камнями, надписи делают масляной краской. Основные знаки и реперы должны иметь надежную конструкцию в виде столбов или свай.
Все знаки регистрируют в специальной ведомости. Техническую документацию на геодезическую разбивочную основу и закрепление на местности вне зоны производств работ, пункты и знаки этой основы передает заказчик подрядчику по акту не позднее, чем за 15 дней до начала работы на данном участке. 2.Перед выполнением земляных работ производится детализация геодезической разбивочной основы: вынос за границу полосы отвода всех знаков геодезической разбивочной основы;
разбивка на трассе всех пунктов и плюсовых точек с выноской за границу полосы отвода; установление дополнительных реперов у насыпей высотой 3м, выемок глубиной более 5м, у не искусственных сооружений; промежуточных реперов на пересеченной местности, на участках комплексов зданий и сооружений; промежуточных реперов на пересеченной местности, на участках комплексов и сооружений дорожной и автотранспортной служб; разбивка круговых и переходных кривых с выноской и закреплением промежуточных точек. Дополнительно реперы устанавливают в характерных точках рельефа за пределами полосы отвода и зоны производства работ.
2.1.3. Расчистка дорожной полосы. Время года для расчистки дорожной полосы от леса. Механизмы для расчистки дорожной полосы от кустарника, мелколесья. Полоса земли, отведенная для размещения дороги расчищается от леса, кустарника, пней и крупных камней. Находящиеся в пределах полосы строения, линии связи, электроснабжения, подземные инженерные сооружения переносят на другое место в соответствии с указаниями в проекте. Работы по расчистке дорожной полосы обычно производят на двух участках (пасеках). Расчищаемую полосу делят на две равные части по ширине.
Работы ведут со сдвижкой пасек на расстояние до 50м для обеспечения безопасности и достаточного фронта работ.
Последовательно выполняют все необходимые технологические процессы: удаление кустарника, валку леса, кочевку пней, засыпку ям и планировку подготовительной полосы.
Лес убирают в любое время года, но расчистку дорожной полосы целесообразнее вести в зимнее время, что облегчает проезд по грунтовым дорогам, меньше загруженность транспорта, уменьшается потребность в рабочих для выполнения работ по непосредственному строительству дороги, лучше качество древесины спиленных деревьев. Валку деревьев осуществляют спиливанием бензомоторными или электропилами.
В летний период, при небольшом количестве деревьев, валку леса производят без спиливания бульдозером, который вначале подрезает корни деревьев, а затем с поднятым отвалом упирается в дерево и валит его целиком вместе с корнями. Корчевку пней производят преимущественно в летнее время с Помощью бульдозеров, взрывателем. Пни, сучья полосы отвода убирают, оставшиеся ямы засыпают грунтом и уплотняются. Поверхность насыпи планируют.
Срезку кустарнику кусторезами производят в любое время года, но лучшие условия создаются зимой. Мелкие камни (объемом до 1 м3), встречающиеся на дорожной полосе, удаляют за ее пределы бульдозером, крупные разрушают взрыванием, а затем удаляют бульдозером. Камни (валуны) мешающие возведению земляного полотна, должны быть удалены корчевателями-собирателями или бульдозерно - разрыхлительными агрегатами. Собирание в кучи порубочных остатков выполняют корчевателем-собирателем после вывозки с пасеки хлыстов. Кучи порубочных остатков должны располагаться не ближе 8м от стены леса. Их должны отправлять для промышленной проработки или в места складирования. Сжигание остатков на месте допускается по согласованию с лесхозом и органами пожарного надзора в
установленное ими время. Пни допускается оставлять в основании земляного полотна, предназначенного для усовершенствованных, облегченных, переходных и низших типов покрытий на дорогах III-V категорий при насыпях более 1,5м, а также в тех случаях, когда проектом не предусмотрена полная расчистка дорожной полосы. При насыпях от1,5 до 2и пни должны быть срезаны вровень с землей, а при насыпи более 2м- на высоте 10см от земли.
2.1.4. Границы срезки плодородного слоя. Выбор схемы срезки. Формула производительности бульдозера при срезке растительного слоя. В состав основного комплексного технологического потока по сооружению земляного полотна входят работы по снятию и складированию плодородного слоя почвы. Границы в плане, толщина снятия и места складирования Грунтов плодородного Слоя почвы определяются проектом.
Разбивка работ по снятию почвы заключается в выноске в натуру грани срезки и контуров валов складирования. Для разбивки грани срезки используют вешки валов высотой 1-1,5м, устанавливаемые через 20-25м. Контуры валов складирования обозначают кольями; границу срезки до начала работ – бороздой(плугом). После окончания снятия плодородного слоя почвы, установленная для этой работы разбивка, снимается. Плодородный слой снимают, как правило, в талом состоянии. При затрудненной проходимости машин допускается снимать почву в весенний период при оттаивании грунта на соответствующую глубину. Плодородный слой срезают и перемещают в места
складирования бульдозерами и автогрейдерами. Для повышения производительности бульдозера при перемещении почвенного грунта на отвал целесообразно устанавливать открылки или применять отвал совкового типа.
В случаях прохождения дороги по пашням, лесным массивам или другим ценным землям отвод боковых полос для временного складирования почвенного грунта, осуществляют на специально выделяемых для этой цели площадках, расположенных на мало ценных землях. При снятии и складировании плодородного слоя почвы должны быть приняты меры, предотвращающие снижение его качества (смешивание с подстилающими минеральными слоями, загрязнение, размыв, выдувание и т.п.). При сроке складирования более года палы почвенного грунта укрепляют посевом трав или другими способами, предусмотренными проектом.
Схемы срезки плодородного слоя грунта Формула производительности бульдозера при срезке растительного грунта: П=Тсм * V*K п * Ki *K в/ tu * Kp
Благодарю за внимание
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Под организацией строительных работ понимают установление и обеспечение общего порядка, очередности и сроков работ по строительству автомобильной дороги, обеспечение материалами, машинами, автомобилями, трудовыми и денежными ресурсами с целью создания объекта в установленные сроки при минимальных затратах материальных ресурсов.
Дорожное строительство отличается от других отраслей строительства производимой продукцией, значительной протяженностью объектов при неравномерном распределении объемов и видов работ по длине, существенном влиянии природных условий - грунтов, климата, рельефа местности, гидрологии и др.
Все работы по характеру производства делятся на заготовительные, транспортные и строительно-монтажные. Заготовительные - это заготовка и хранение каменных и вяжущих материалов, приготовление из них смесей и полуфабрикатов - бетонной и асфальтобетонной смесей, изделий сборного железобетона для дорог, мостов и зданий дорожной и транспортной служб. Транспортные работы связаны с доставкой дорожно-строительных материалов, смесей, готовых изделий от мест их изготовления до места укладки или монтажа. Строительно-монтажными называются работы, выполняемые непосредственно на объекте - дороге, мосте, здании, производственном предприятии.
В соответствии с особенностями организации все дорожные работы можно разделить на сосредоточенные и линейные. Сосредоточенные выполняются, как правило, в одном месте, а линейные распределяются по узкой полосе дороги и выполняются с помощью механизированных подразделений, передвигающихся по трассе.
Сосредоточенные работы обычно выполняют на коротких участках дороги. Они редко повторяются на соседнем участке и по сложности производства, трудоемкости и большому объему резко отличаются от других видов работ. Это глубокие выемки и высокие насыпи, участки скальных работ, большие и средние мосты, комплексы зданий дорожной и автодорожной служб, дороги через болота большой протяженности, пересечения в разных уровнях. Сосредоточенные работы должны всегда опережать линейные с таким расчетом, чтобы линейные работы выполнялись непрерывным потоком. строительство дорожный работа поточный
Линейные работы более или менее равномерно распределены по длине строящейся дороги и повторяются на каждом километре с небольшими отклонениями от средних значений, если речь идет о возведении земляного полотна в небольших насыпях-выемках, устройстве оснований и покрытий, установке дорожных знаков и ограждений. Из линейных работ наиболее объемны постройка земляного полотна и дорожных одежд.
В дорожном строительстве приняты два метода организации работ: поточный и непоточный. Наиболее прогрессивен поточный метод, в котором все процессы, сгруппированные в технологические циклы, на участках, охватываемых фронтом работ потока, идут непрерывно параллельно во времени и технологически последовательно в пространстве. Каждое звено машин, выполняя закрепленный за ним технологический цикл, переходит с одного участка на другой с учетом требования технологии. Разработаны задачи оптимизации параметров дорожно-строительного потока с применением экономико-математических методов и ЭВМ с обеспечением максимальной загрузки машин.
Поточный метод отвечает основному требованию экономики - обеспечить условия для всемерного снижения затрат на единицу продукции, вырабатываемой при данной организации производства.
По степени укрупнения процессов производства потоки могут быть частные, специализированные, объектные и комплексные (рис. 1). Частный поток - организация работы звена однотипных машин (экскаваторы, скреперы), выполняющих заданный процесс на последовательных участках.
Рис. 1. Схема организации управления поточным cтроительством дорог(и): - объектные потоки; - специализированные потоки; - частные потоки; - звенья однотипных машин

Специализированным потоком называется совокупность частных потоков, объединенных производством общей продукции, - участок земляного полотна, основание дорожной одежды и др. Совокупность специализированных потоков составляет объектный поток, который обеспечивает завершение полностью готового участка дороги. Совокупность объектных потоков составляет комплексный поток, включающий в себя строительство всех участков дороги и обеспечивающие его предприятия и службы. В потоке различают: звено машин - группу однотипных машин, выполняющих работы частного потока; комплект машин - группу звеньев машин; захватку - участок дороги, на котором действуют машины частного потока.
Главный параметр потока - скорость - длина участка дороги, на котором поток выполняет работы в час, смену, сутки. Величина эта может быть переменной во времени, если объемы работ распределены по длине неравномерно (возведение земляного полотна). Тогда говорят о среднем ее значении.
При неравномерном распределении объемов работ по длине специализированный поток характеризуется темпом в час, смену, сутки.
Важным элементом системы управления являются календарные графики (рис. 2). Линейный календарный график отображает объемы основных строительных работ на объекте и их выполнение во времени и в пространстве. По оси ординат в определенном масштабе откладывают время выполнения работ: годы, месяцы, недели, иногда дни и смены. По оси абсцисс наносят километраж дороги или намеченного к строительству участка, ситуационный план трассы с указанием размещения производственных предприятий, комплексов линейных зданий и сооружений, трубы и мосты.
Успешное продвижение потока целиком зависит от своевременного и планомерного обеспечения строительных работ материалами, полуфабрикатами и изделиями. Исходя из этого мощность производственных предприятий должна быть запроектирована так, чтобы они обеспечивали заданную суточную скорость строительства дороги.

Рис. 2.
1 - средняя директивная линия выполнения линейных земляных работ; 2 - действительная линия выполнения земляных работ; 3 - устройство песчаного слоя; 4 - устройство щебеночного основания; 5 - устройство асфальтобетонного покрытия; 6 - устройство поверхностной обработки и укрепительных полос; 7 - устройство железобетонных круглых труб отрядом № 1; 8 - устройство железобетонных круглых труб отрядом № 2; 9 - строительство малых железобетонных мостов; 10 - строительство средних и крупных мостов; 11 - выполнение сосредоточенных земляных работ; 12 - карьеры песка; 13 - карьеры камня; 14 - асфальтобетонный завод
Начало работы производственных предприятий устанавливают с опережением против начала работ на трассе, необходимым для создания небольшого запаса материалов в пределах 5-10-суточной потребности. Направление потока выбирают с учетом условий строительства и, как правило, “ от себя “, используя строящуюся дорогу для доставки материалов. Управление потоком должно быть оперативным. Увязку работы частных потоков, контроль и руководство общим ходом строительного процесса осуществляют начальник и главный инженер СУ через аппарат производственного отдела. В условиях поточного метода связь является основным средством управления потоком. Связь устанавливают с управлением строительства, с частным потоком, производственными предприятиями и базами снабжения.
Для обслуживания дорожных машин в поток включают передвижные ремонтные мастерские, способные обеспечить полевой ремонт и правильную эксплуатацию дорожных машин и транспортных средств.
Применение поточного метода с присущими ему высокими темпами указывает на необходимость устройства всех слоев дорожной одежды из таких материалов, которые удобно укладываются, хорошо уплотняются и допускают движение построечных транспортных средств.
Сосредоточенные работы могут являться препятствием, если их окончание не будет строго согласовано с графиком линейных работ. Поэтому особенность проектирования организации сосредоточенных работ заключается в установлении срока их окончания в соответствии с общим движением частных потоков, выполняющих линейные работы. Для проведения сосредоточенных работ целесообразно использовать зимний период. Удлинение строительного сезона за счет зимы имеет много положительных качеств: сохраняется постоянная квалифицированная рабочая сила, повышается коэффициент использования дорожных машин и автомобилей. Некоторое удорожание зимних работ компенсируется ускорением строительства автомобильных дорог, досрочным вводом их в эксплуатацию.
При строительстве дороги наиболее трудоемко устройство оснований и покрытий: чаще всего они определяют скорость потока.
Важным элементом в организации потока является обеспечение жильем работающих в потоке, их бытовое обслуживание. Для этого используются палатки, вагончики, сборно-разборные помещения. Удобно и целесообразно заранее строить здания дорожной службы, чтобы использовать их для временного размещения работающих на дороге.
Несмотря на явные преимущества поточного метода, в ряде случаев работы по строительству дороги рассредоточиваются по широкому фронту. К этому может быть много причин: короткие и сложные участки дорог; кратковременное привлечение на дорожные работы машин, транспортных средств промышленных и сельскохозяйственных организаций; недостаточно полно разработанная техническая документация и т. д. Для обеспечения контроля и руководства работами при непоточном методе строящуюся дорогу делят на участки. На каждом из них работы организуют с учетом местных условий и независимо от работ на соседних участках. Непоточный метод имеет много недостатков. К ним следует отнести увеличение продолжительности строительства и невозможность использования дорог в этот период. Хотя отдельные участки закончены, но их нельзя эксплуатировать из-за отсутствия связи между ними. Рассредоточенность осложняет руководство работами, ухудшаются контроль качества работ и условия технического обслуживания средств механизации, возрастает потребность в машинах и автомобилях, так как однотипные работы выполняются одновременно во многих местах.
Непоточный метод иногда сочетается с поточным, что в ряде случаев оправдано строительством с большими объемами сосредоточенных работ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- 1. Бабков Н. Ф. Автомобильные дороги: учебник для вузов / Н. Ф. Бабков. - М. : Транспорт, 1983. - 280 с.
- 2. Баловнев В. И. Интенсификация разработки грунтов в дорожном строительстве / В. И. Баловнев. - М. : Транспорт, 1993. - 384 с.
- 3. Беляков Ю. И. Земляные работы / Ю. И. Беляков, А. Л. Левинзон, А. В. Резуник. - М. : Стройиздат, 1983. - 177 с.
Бульдозеры и рыхлители / Б. З. Захарчук [и др.]. - М. : Машиностроение, 1987. - 240 с.
- 5. Вербицкий Г. М. Основы оптимального использования машин в строительстве: учеб. пособие / Г. М. Вербицкий. - Хабаровск: Хабар. политехн. ин-т, 198 - 80 с.
- 6. Дегтярев А. П. Комплексная механизация земляных работ / А. П. Дегтярев, А. К. Рейш, С. И. Руденский. - М. : Стройиздат, 1987. - 335 с.
- 7. Евдокимов В. А. Механизация и автоматизация строительного производства: учеб. пособие для вузов / В. А. Евдокимов. - Л. : Стройиздат, 1985. - 195 с.
- 8. Забегалов Г. В. Бульдозеры, скреперы, грейдеры: учебник для ПТУ / Г. В. Забегалов, Э. Г. Ронинсон. - М. : Высш. шк., 1991. - 334 с.
- 9. Кудрявцев Е. М. Комплексная механизация, автоматизация и механовооруженность строительства: учебник для вузов / Е. М. Кудрявцев. - М. : Стройиздат, 1989. - 246 с.
- 10. Неклюдов М. К. Механизация уплотнения грунтов / М. К. Неклюдов. - М.: Стройиздат, 1985. - 168 с.
- 11. Плешков Д. И. Бульдозеры, скреперы, грейдеры: учебник для сред. проф.-техн. учеб. заведений / Д. И. Плешков, М. И. Хейфец, А. А. Яркин. - М. : Высш. шк., 1976. - 320 с.
- 12. Полосин-Никитин С. М. Механизация дорожных работ: учебник для вузов по спец. «Строительные и дорожные машины и оборудование» / С. М. Полосин-Никитин. - М. : Транспорт, 197 - 328 с.
- 13. Рейш А. К. Повышение производительности одноковшовых экскаваторов / А. К. Рейш. - М. : Стройиздат, 1983. - 168 с.
- 1 Семковский В. В. Комплексная механизация в строительстве / В. В. Семковский, В. Н. Шафранский. - М. : Стройиздат, 1975. - 352 с.
- 15. Смородинов М. И. Устройство сооружений и фундаментов способом «стена в грунте» / М. И. Смородинов, Б. С. Федоров. - М. : Стройиздат, 1986. - 216 с.
- 16. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги / Госстрой СССР. - М. : Изд-во стандартов, 1985. - 53 с.
- 17. Технология и организация строительства автомобильных дорог: учебник для вузов / Н. В. Горелышев [и др.]; под ред. Н. В. Горелышева. - М. : Транспорт, 1992. - 551 c.
- 18. Эксплуатация дорожных машин: учебник для вузов / А. М. Шейнин [и др.]; под ред. А. М. Шейнина. - М. : Транспорт, 1992. - 328 с.
Организация работ по строительству автомобильных дорог
Под организацией строительных работ понимают установление и обеспечение общего порядка, очередности и сроков работ по строительству автомобильной дороги, обеспечение материалами, машинами, автомобилями, трудовыми и денежными ресурсами с целью сооружения объекта в установленные сроки при минимальных затратах материальных ресурсов.
Дорожное строительство отличается от других отраслей строительства разнообразием производимой продукции, значительной протяженностью объекта при неравномерном распределении объемов и видов работ по длине, существенным влиянием природных условий - грунтов, климата, рельефа местности, гидрологии и др.
Все работы по характеру производства делятся на заготовительные, транспортные и строительно-монтажные. Заготовительные - заготовка и хранение каменных и вяжущих материалов, приготовление из них смесей и полуфабрикатов - бетонной и асфальтобетонной смесей, изделий сборного железобетона для дорог, мостов и зданий дорожной и транспортной служб. Транспортные работы связаны с доставкой дорожно-строительных материалов, смесей, готовых изделий от мест их изготовления до мест укладки или монтажа. Строительно-монтажными называют работы, выполняемые непосредственно на объекте - дороге, мосте, зданий, проиЗг водственном предприятии.
В соответствии с особенностями организации все дорожные работы можно разделить на сосредоточенные и линейные. Сосредоточенные выполняются, как правило, в одном месте, а линейные - распределяются по узкой полосе дороги и выполняются с помощью механизированных подразделений, передвигающихся по трассе.
Линейные работы более или менее равномерно распределены по длине строящейся дороги и повторяются на каждом километре лишь с небольшими отклонениями от средних значений: устройство земляного полотна в небольших насыпях и выемках, оснований и покрытий, труб и малых мостов, установка дорожных знаков и ограждений. Из линейных работ наиболее объемны постройка земляного полотна и дорожных одежд. Другие виды линейных работ (постройка труб, малых мостов, устройство ограждений и дорожных знаков) периодически повторяются примерно через равные промежутки.
Сосредоточенные работы обычно выполняют на коротких участках дороги. Они редко повторяются на соседнем участке и по сложности производства, трудоемкости и большому объему резко отличаются от других видов работ: глубокие выемки и высокие насыпи, участки скальных работ, большие и средние мосты, комплексы зданий дорожной и автотранспортной служб, дороги через болота большой протяженности, пересечения в разных уровнях. Сосредот точенные работы должны всегда опережать линейные с таким расчетом, чтобы линейные работы выполнялись непрерывным потоком.
В дорожном строительстве приняты два метода организации работ: поточный и непоточный. Наиболее прогрессивен поточный метод, в котором все процессы, сгруппированные в технологические циклы, на всех участках идут непрерывно и параллельно в технологической последовательности. Каждое звено машин, выполняя закрепленный за ним технологический цикл, переходит с одного участка потока на другой с учетом требований технологии. Разработаны экономико-математические методы, позволяющие оптимизировать дорожно-строительный поток, все технологические процессы и обеспечить максимальный коэффициент использования машин.
Поточный метод отвечает основному требованию экономики - обеспечить условия для всемерного снижения затрат общественно необходимого труда на единицу продукции, вырабатываемой при данной организации производства.
По степени укрупнения процессов производства потоки могут быть: частные, специализированные, объектные и комплексные (рис. 2.1). Частный поток--организация работы звена однотипных машин (экскаваторы, скреперы), последовательно выполняющих заданный процесс на соответствующих участках.
Специализированным потоком называется qoeoKynHocTb частных потоков, объединенных производством общей продукции - участок земляного полотна, основания дорожной одежды. Совокупность специализированных потоков составляет объектный поток, который обеспечивает завершение полностью готового участка дороги. Совокупность объектных потоков составляет комплексный поток, включающий устройство всех инженерных сооружений дороги. В потоке различают: звено машин - группу однотипных машин, выполняющих работы частного потока; комплект машин - группу звеньев машин; захватку - участок дороги, на котором действуют машины частного потока.
Главный параметр потока - скорость - длина участка дороги Ьд, на котором поток заканчивает работы в час, смену, сутки. Величина эта изменяется по времени, и обычно используют ее среднее значение.
Рис. 2.1. Схема поточной организации строительства автомобильной дороги:
Успешное продвижение потока целиком зависит от своевременного и планомерного обеспечения строительных работ материала- полуфабрикатами и изделиями. Исходя из этого, мощность производственных предприятий должна быть запроектирована так, чтобы они обеспечивали заданную суточную скорость строительства дороги.
Начало действия производственных предприятии устанавливают с опережением против начала работ на трассе, необходимом для создания небольшого запаса материалов в пределах 5-10-суточной потребности. Направление потока выбирают с учетом условий строительства и, как правило, «от себя», используя строящуюся дорогу для доставки материалов. Управление потоком должно быть оперативным. Увязку работы частного потока, контроль и руководство общим ходом строительных процессов осуществяют начальник и главный инженер СУ через аппарат производственного отдела. В условиях поточного метода связь является основным средством управления потоком. Связь устанавливают с управлением строительства, с частными потоками, звеньями, производственными предприятиями и базами снабжения.
Для обслуживания дорожных машин в состав частных потоков включают передвижные ремонтные мастерские, Способные обеспечить полевой ремонт и правильную эксплуатацию дорожных машин и транспортных средств.
Применение поточного метода с присущими ему высокими темпами указывает на необходимость устройства всех слоев дорожной одежды из таких материалов, которые удобно укладываются, хорошо уплотняются и допускают движение построечных транспортных средств.
Сосредоточенные работы могут явиться серьезным препятствием, если их окончание не будет строго согласовано с графиком выполнения линейных работ. Поэтому особенность проектирования организации сосредоточенных работ заключается в установлении срока их окончания в соответствии с общим движением. частных потоков, выполняющих линейные работы. Для выполнения сосредоточенных работ целесообразно использовать зимний период. Удлинение строительного сезона за счет зимы имеет много положительных качеств: сохраняется постоянная квалифицированная рабочая сила, повышается коэффициент использования дорожных машин и автомобилей. Некоторое удорожание зимних работ компенсируется ускорением строительства автомобильных дорог, досрочным вводом их в эксплуатацию.
При строительстве дороги наиболее трудоемко устройство оснований и покрытий; чаще всего они определяют скорость потока.
Важным элементом в организации потока является обеспечение жильем работающих в потоке, их бытовое обслуживание. Для размещения рабочих используют палатки, вагончики, сборно-разборные помещения легкого типа. Удобно и целесообразно заранее строить здания дорожной службы, чтобы их использовать для врег менного размещения работающих на дороге.
Несмотря на явные преимущества поточного метода, в ряде случаев работы по строительству дороги рассредоточивают, производя их на широком фронте. К этому есть много причин: короткие и сложные участки дорог; кратковременное привлечение на дорожные работы машин, транспортных средств промышленных и сельскохозяйственных организаций; недостаточно полно разработанная техническая документация и др. Для облегчения контроля и руководства работами при непоточном методе строящуюся дорогу делят на участки. На каждом из них работы организуют с учетом местных условий и независимо от работ на соседних участках. Непоточный метод имеет много недостатков. К ним следует отнести увеличение продолжительности строительства, невозможность использования дороги для проезда в период строительства. Хотя отдельные участки закончены, но их нельзя использовать из-за отсутствия связи между ними. Рассредоточенность осложняет руководство работами, ухудшаются контроль качества работ и условия технического обслуживания средств механизации, возрастает потребность в машинах и автомобилях, так как однотипные работы выполняются одновременно во многих местах.
В результате снижается общий уровень использования техники и рабочей силы. Непоточный метод иногда сочетается с поточным, что в ряде случаев оправдано строительством с большими объемами сосредоточенных работ.
К атегория: - Механизация дорожных работ
Общеразвивающие упражнения
1. Что называют общеразвивающими упражнениями
Общеразвивающими упражнениями (ОРУ) в гимнастике называются доступные занимающимся, несложные в техническом отношении элементарные движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, улучшения функционального состояния организма.
. Классификация упражнений
Общеразвивающие упражнения используются для избирательного воздействия на определенные мышечные группы и поэтому классифицируются по анатомическому признаку:
Упражнения для рук и плечевого пояса.
Упражнения для шеи.
Упражнение для ног и тазового пояса.
Упражнения для туловища.
Упражнения для всего тела.
Упражнения для формирования правильной осанки.
В каждой группе можно выделить ряд упражнений более локального характера. Например, в группе «упражнения для рук и плечевого пояса» существуют упражнения для пальцев, кистей, предплечий, плеча.
В группе «упражнения для ног и тазового пояса» - упражнения для стопы, голени. Бедер. В группе «упражнения для туловища» выделяются упражнения для мышц передней или боковой поверхности туловища и т.п.
Классификация упражнений по анатомическому признаку дополняется указаниями на характер их физиологического воздействия. Имеется в виду преимущественное влияние упражнений на развитие двигательных качеств: силы, быстроты, гибкости, выносливости, ловкости.
Форму ОРУ определяют основные движения в суставах: сгибания, разгибания, приведения, отведения, круговые движения, повороты. Характер упражнений во многом зависит от степени напряжения и расслабления мышц, быстроты движений.
Упражнения для рук и плечевого пояса
. Упражнения для пальцев и кисти
Силовые упражнения:
Сжимание теннисного мячика на каждый счет;
упор на кончиках пальцев о стену, стоя наклонно к стене. То же в упоре лежа;
отталкивание кистями от стены с упором прямыми руками о стену, стоя от неё на расстоянии шага.
Упражнения на увеличение подвижности в суставах:
Руки вверх, упор ладонью в ладонь пальцами кверху, опускание рук вдоль тела, не имея положения кистей;
«хлопки в ладоши» в положении локти в стороны, пальцы вперед, вверх;
в упоре лежа передача тяжести тела, с одной руки на другую, меняя положение кистей: пальцами вперед, внутрь, наружу.
2. Упражнения для сгибателей и разгибателей предплечья
Силовые упражнения для сгибателей:
Набивной мяч (гантели) внизу. Сгибание рук к плечам. То же с резиновым амортизатором, стоя на нем, с захватом концов руками;
подтягивание в висе лежа или в висе на перекладине, кольцах, брусьях.
в упоре лежа на широко расставленных руках согнуть одну руку.
Перемещение тела попеременно в упор, лежа на левой или правой руке.
Силовые упражнения для разгибателей:
Разгибание рук (отжимания) в упоре лежа;
разгибание рук в упоре лежа сзади с опорой руками о скамейку, сиденья стульев;
прыжки на руках в упоре лежа с хлопком;
разгибание рук вверх из положения гантели к плечам.
Упражнения для увеличения подвижности в плечевых суставах:
Одна рука вверх, другая внизу. Смена положений рук с рывком в конце движения;
сведение прямых рук за спиной рывками;
из упора лежа сзади, сгибая ноги, пружинящие движения. Руки прямые, пальцами назад;
выкруты в плечевых суставах, переводы палку назад за спину и обратно хватом за концы. То же с веревкой амортизатором.
Упражнения для шеи
Упражнения для увеличения подвижности в суставах:
Наклоны головы вперед, назад, в стороны;
повороты головы налево, направо;
круговые движения головой.
Силовые упражнения:
Руки на затылке, наклоны головы вперед и назад, преодолевая сопротивление рук;
стоя на коленях с опорой головой о ладони (на мягкой опоре), перекаты со лба на затылок;
из положения, лежа с согнутыми руками (ладони у головы) и ногами борцовский мост (на мягкой опоре).
Упражнения для ног и тазового пояса
. Упражнения для стопы и голени
Силовые упражнения:
Поднимание на носки, то же с гантелями в руках;
ходьба на носках;
подскоки на двух и одной ноге на месте и с продвижением.
Упражнения для подвижности в суставах:
В положении выпада вперед пружинящие движения, стремясь коснуться пола пяткой, находящейся сзади ноги;
из упора сидя на пятках пружинящие движения, отрывая колени от пола;
ходьба на внешней части стопы.
2. Упражнения для мышц бедра
Силовые упражнения:
Приседания на двух и одной ноге; то же с гантелями в руках; то же с партнером на плечах;
ходьба в полуприседе и прыжки в полуприседе;
стоя на коленях, наклоны с прямым туловищем назад. То же, но вперед, с удержанием голеней партнером.
Упражнения для увеличения подвижности в тазобедренных суставах:
Круговые движения тазом в стойке ноги врозь;
пружинящие движения в положении широкого выпада вперед. То же в положении выпада в сторону;
наклоны вперед в седее с прямыми ногами (ноги вместе и ноги врозь);
полушпагат, шпагат;
стоя на одной, другая опирается о рейку гимнастической стенки. Наклоны в разных направлениях, не сгибая ног.
Упражнения для туловища
. Упражнения для мышц передней поверхности туловища
Силовые упражнения:
Из положения, лежа поднимание туловища в сед;
лежа, поднимания прямых ног в положение лежа на лопатках согнувшись;
Стоя ноги врозь, наклоны назад, руки на поясе, к плечам, вверх;
сидя. С опорой поясницей о набивной мяч. Наклоны назад, руки вверх;
мост из положения лежа.
2. Упражнения для мышц задней поверхности туловища
Силовые упражнения:
Наклоны вперед с набивным мячом, удерживаемым руками на затылке;
лежа на животе, прогибания, руки вверх;
в положении наклона вперед поднимания рук в стороны с гантелями.
Упражнения для увеличения подвижности позвоночника:
Пружинящие наклоны, вперед согнувшись, стоя, сидя.
3. Упражнения для мышц боковой поверхности туловища
Силовые упражнения:
Из седа ноги врозь, опираясь на одну руку, с поворотом упор лежа боком, другую руку вверх;
в седее ноги врозь (носками зацепиться за рейку гимнастической стенки или с удержанием ног партнером) наклон назад на 45 градусов и повороты туловища направо и налево, руки за голову.
Упражнения для увеличения подвижности позвоночника:
Пружинящие наклоны туловища в стороны в стойке ноги врозь, руки на поясе, к плечам, вверх.
Упражнения для всего тела
1. Из о.с. упор присев упор лежа, упор присев, и.п.
То же, но со сгибанием рук в упоре лежа.
Ходьба на руках с помощью партнера, поддерживающего за ноги.
В стойке ноги врозь круговые движения туловищем.
Из стойки ноги скрестно сесть, лечь, сесть, встать.
Упражнения для формирования правильной осанки
1. Стать у стены, касаясь её затылком, лопатками, ягодицами, пятками. Отойти от стены, сохраняя это положение. Определить отличие привычной позы от позы правильной осанки у стены.
Принять прямое положение тела с касанием палки затылком и позвоночником. Гимнастическая палка вертикально за спиной захватом руками у поясницы. Фиксировать позу, стоя у зеркала.
Стать спиной к стене. Приседая, наклоны туловища в сторону, не отрывая спину и таз от стены.
Лечь на спину, руки за голову. Напрячь мышцы спины, сохраняя прямое положение тела и дать партнерам поднять себя в положение о.с.
Упражнения в расслаблении
Упражнения для рук:
Стоя, руки вверх. «Уронить» кисти, затем предплечья, расслабленно опустить руки вниз и с полунаклоном вперед выполнить пассивное раскачивание ими вправо и влево.
Упражнения для ног:
Сидя с упором руками сзади. Поочередно слегка сгибать и разгибать ноги; при разгибании расслабленно «шлепнуть» задней поверхностью ноги о пол;
стоя на одной ноге, захватом рук под бедро поднять согнутую ногу. Отпуская захват, «бросить» ногу книзу.
Упражнения для туловища:
Лежа на спине с опорой затылком и руками, слегка прогнуться и расслабленно лечь.
Упражнения для всего тела:
лежа на спине, руки вниз ладонями вперед, носки наружу. Закрыть глаза, полностью расслабиться. Длительная пауза.
3. Составление комплексов общеразвивающих упражнений
.1 Зависимость форм и содержания занятий ОРУ
При подборе отдельных упражнений и составлении комплексов ОРУ необходимо руководствоваться тем, для кого предназначены данные упражнения и с какой целью они будут использоваться, т.е. четко определить педагогические задачи.
Наиболее типичными формами занятий ОРУ являются «малые» формы: утренняя гимнастика (зарядка), физкультпаузы, уроки гимнастики и др. в зависимости от задач урока определяются формы организации занятий.
общеразвивающий комплекс упражнение
№ п/пФормыОсновные задачиКонтингент занимающихся и организация занятийПродолжительность занятий1 2 3 4 5 6Утренняя гимнастика - зарядка Вводная гимнастика. Физкультурная пауза. Физкультминутка. Микропауза. Спортивная разминка. Спортивная разминка Урок основной гимнастики (в том числе женской, ритмической) Урок атлетической гимнастики Процедура лечебной гимнастики. Урок лечебной гимнастикиГигиенические воздействия на организм; повышение физического и эмоционального тонуса Профилактика заболеваний и борьба с утомлением; повышение производительности труда. Разогревание мышечно-связочного аппарата; тонизирование организма Воспитание физических качеств; приобретение гимнастических навыков; повышение функционального состояния организма или его поддержание на определенном уровне; воспитание правильной осанки Воспитание физических качеств (преимущественно силовых); повышение функционального состояния организма Восстановление функций организма, профилактика заболеванийВсе возрастные группы; индивидуальные занятия; групповые занятия в детском саду, школе, пионерлагере, в домах отдыха, в армии. Рабочие и служащие, индивидуальные и групповые занятия по месту работы. Спортсмены; индивидуальные и групповые занятия в секциях, спортлагерях, на сборах и т.д. Дети школьного возраста, учащаяся молодежь, взрослые всех возрастных групп; групповые занятия в школе, ПТУ, в вузе, группах здоровья Юноши, молодежь, взрослые мужчины; индивидуальные занятия; групповые занятия по месту учебы или работы Все возрастные группы; индивидуальные и групповые занятия в лечебно-профилактических учреждениях10-15 10-15 15-20 45 - 90 45 - 90 30 -60
Специфическая направленность ОРУ
Влияние на организм одинаковых по форме упражнений (например, приседаний) зависит от характера их исполнения (быстрое или медленное приседание, с отягощением или без них и т.д.). чтобы верно ориентироваться в выборе упражнений, необходимо иметь представление о проявлениях двигательных способностей, о физических качествах: силе, выносливости и гибкости.
Силовые качества, т.е. способность к преодолению внешнего сопротивления, рекомендуется развивать с использованием ОРУ тремя способами:
Многократное (до 18-20 раз) поднимание доступного веса или преодоление веса собственного тела (при отжиманиях в упоре лежа, вставании из приседа, подтягивании и т.п.). выполнение подобных упражнений до утомления развивает силовую выносливость, способствует увеличению мышечной массы. Если повторение 8-12 раз не составляет труда, необходимо увеличить вес отягощения или изменить и.п. (например, отжимание с завышенной опорой ног).
Поднимание околопредельного веса (1-3 раза). Данные упражнения развивают максимальную силу мышц. Растет и их масса.
Выполнение движений с максимальной скоростью. Развиваются скоростно-силовые качества мышц, быстрота.
Выносливость - способность противостоять утомлению при продолжительной мышечной работе, требующей значительных усилий. Используя ОРУ, развивают локальную и общую выносливость. Выполнение максимального количества раз упражнений, в которых участвует ограниченное число мышц, развивает локальную выносливость (например, поднимание гантелей к плечам, подтягивание на перекладине).
Упражнения, при которых длительное время участвуют многие группы мышц и в связи с этим работают с повышенной нагрузкой сердечно-сосудистая и дыхательные системы, развивают общую выносливость (например, продолжительный бег на месте, прыжки, приседания в сочетании с наклонами и упором лежа).
Гибкость - мера взаимной подвижности звеньев тела.
От развития гибкости зависит величина доступной амплитуды движений. Занятия только силовыми упражнениями приводят к ограничению подвижности в суставах, к закрепощенности. Поэтому силовые упражнения необходимо сочетать с упражнениями на гибкость.
Различают активную и пассивную гибкость.
Активная гибкость связана с демонстрацией подвижности в суставах за счет преодолевающей работы мышц (удержание высоко поднятой ноги, высокие взмахи ногами и т.п.). Развитие активной гибкости предусматривает применение упражнений с увеличенной амплитудой движений, а также упражнений для укрепления мышц фиксирующих суставы в предельных положениях (высоко поднятая нога, высокий угол и т.п.).
Пассивная гибкость - проявление подвижности в суставах за счет силы тяжести собственного тела или его частей, действий партнера или отягощений (опускание в шпагат, наклон вперед в положении сидя с наклоном к ногам с помощью партнера, наклоны туловища к ноге с опорой ею о рейку гимнастической стенки и т.п.). Пассивная гибкость развивается методом повторных активных или пассивных действий (наклоны с добавочными движениями, то же с помощью партнера), фиксацией статических положений в позах, где проявляется подвижность в суставах (мост, шпагат, наклон и т.д.)
Упражнения в расслаблении также составляют часть ОРУ. Паузы между отдельными ОРУ на развитие силы, выносливости, гибкости связаны с отдыхом и непроизвольным естественным расслаблением мышц.
Необходимо научить занимающихся активно (произвольно) расслаблять мышцы волевым усилием. С этой целью используется метод контрастных действий: чередование сильных напряжений и быстрых расслаблений. Этот метод особенно эффективен в положении лежа или сидя. Применяются также маховые движения с расслаблением, потряхивания, приемы самомассажа.
Правила подбора упражнений
При подборе упражнений по принципу их соответствия основным педагогическим задачам следует руководствоваться следующими правилами:
Упражнения должны оказывать разностороннее воздействие на занимающихся. Это особенно важно учитывать при составлении комплексов ОРУ для утренней гимнастики, спортивной разминки, основной гимнастики. Для этого нужно включать в комплекс упражнения для всех частей тела. Рекомендуется чередовать упражнения, придерживаясь определенной схемы, к примеры «руки - ноги - туловище». В комплексе гигиенической гимнастики может быть 3-5 серий. В каждой следующей серии упражнения для отдельных частей тела должны меняться. Если в первой серии преимущественно участвовали мышцы-разгибатели, то во второй серии должны включиться в активную работу мышцы-сгибатели.
Рекомендуется изменять и характер упражнений. Выполнение серий упражнений скоростно-силового характера сменяется серией силовых упражнений, затем серией упражнений на развитие гибкости, а завершающая серия должна содержать упражнения общего воздействия с целью развития выносливости. Заканчивается комплекс упражнениями на расслабление.
Наряду с разносторонним воздействием на организм занимающихся ОРУ должны подбираться с учетом их локального влияния на развитие отдельных групп мышц или определенных физических качеств. Комплексы ОРУ, составленные с учетом локального воздействия, типичны для занятий атлетической и основной гимнастикой, а также этим правилом руководствуются при составлении комплекса упражнений производственной гимнастики (с учетом особенностей профессиональной деятельности) и при составлении комплекса лечебной гимнастики с целью точного локального воздействия на восстанавливаемый орган и функцию.
Правило «прогрессирования», широко используется в спорте, реализуется также и при составлении комплекса ОРУ в форме нарастания эффекта от применения упражнений за счет увеличения амплитуды и скорости движений, степени напряжения, количества повторений. Это проявляется и в ходе выполнения одного упражнения, и комплекса ОРУ, а также от занятия к занятию.
Так, каждое упражнение может усиливаться за счет дополнительных действий. К примеру: наклоны туловища вперед, назад или в сторону усиливаются подниманием рук к плечам, вверх, использованием отягощения, дополнительными пружинящими движениями. Нарастание нагрузки в комплексе ОРУ достигается включением более интенсивных упражнений в последующие серии и увеличением количества повторений. Постепенное привыкание (адаптация) к нагрузке от занятия к занятию при неизменном комплексе ОРУ свидетельствует о благотворном действии упражнений на организм и свидетельствует о возможности изменения комплекса в сторону его усложнения.
Гимнастический метод проведения ОРУ отличается строгой регламентацией движений, что достигается четким указанием на исходные и конечные положения, направление и амплитуду движений, их характер. Это определяет точность воздействия упражнений и их дозировку. При подборе упражнений надо соблюдать правила гимнастической регламентации упражнений. К примеру: при наклонах вперед важно уточнить положение ног, так как при положении ноги вместе или врозь, носками наружу, внутрь или параллельных стопах эффект будет различным. Положение туловища при наклонах также может быть разным (с округлой или с прогнутой спиной). Меняется характер упражнения и от того, медленно или быстро выполняется наклон.
При составлении комплексов ОРУ необходимо определить и указать способы выполнения каждого упражнения, характер движений.
При всем обилии упражнений прошли проверку временем и должны стать основой данных комплексов следующие упражнения и их разновидности:
Потягивания с выпрямлением и прогибанием.
Круговые и маховые движения руками.
Приседания.
Наклоны туловища вперед, назад, в сторону и круговые движения.
Наклоны и круговые движения головой.
Сгибания и разгибания рук в упоре лежа.
Поднимание ног в положении сидя и лежа (или туловища при закрепленных ногах).
Махи ногами вперед, назад и в сторону.
Прыжки (подскоки) многократные.
Ходьба и бег на месте.
4. Методика проведения общеразвивающих упражнений
Стилизация движений. Такие естественные движения и навыки, как ходьба, бег, наклоны, приседания и т.п., становятся гимнастическими упражнениями благодаря четкой регламентации поз и движений в соответствии с принятыми в гимнастике традиционными нормами. К наиболее общим требованиям можно отнести прямые руки и ноги, оттянутые носки, четкие исходные и конечные положения.
Эмоциональный фон, особенно при занятиях с детьми, имеет большое значение. Рекомендуется проводить ОРУ игровым способом. Многие подвижные игры и гимнастические эстафеты насыщены движениями, которые можно упорядочить и использовать как ОРУ (ходьба, бег, приседания, подскоки, наклоны и т.п.). Соревновательный метод проведения ОРУ также повышает эмоциональный тонус занимающихся. С этой же целью ОРУ проводятся в различных построениях и с перестроениями: в шеренге, колонне, кругу, в сомкнутом и разомкнутом строю, в движении, в парах и тройках. Особенно полезны ОРУ на воздухе (в парке, лесу, на пляже)
Особенности проведения ОРУ с использованием предметов
При занятиях ОРУ используются предметы с различной целью, чаще всего как отягощения, а также как средство воспитания точности движений и повышения интереса к занятиям.
Гимнастическая палка используется как ограничитель движений, уточняющий их направление и амплитуду. Также её можно применять как опору для упражнений в упорах и висах при занятиях с партнерами.
Типичными упражнениями со скакалкой являются прыжки с перепрыгиванием через неё: на двух и на одной ноге, с вращением скакалки вперед и назад, на каждое вращение скакалки и с промежуточными подскоками, с двойным вращением, в приседе и ряд других прыжков. Применяется длинная скакалка для перепрыгиваний при вращении ее за концы двумя партнерами.
Мячи надувные используются для бросков и ловли при индивидуальных, парных и групповых упражнениях. Малые мячи (теннисные) применяются также для метания в цель.
Мячи набивные разного веса служат отягощением, а также ограничителем движений и опорой при выполнении ряда упражнений (к примеру, прогибания лежа с опорой спиной о мяч).
Гантели разного веса широко применяются как отягощения, усиливающие эффект при динамических упражнениях скоростно-силового характера (малого веса) и при силовых динамических и статических упражнениях (среднего и большого веса). С этой же целью используются резиновые и пружинные амортизаторы. Блочные устройства, гири и штанги применяются для специальной силовой подготовки в спортивных видах гимнастики и атлетической гимнастике и не являются типичными средствами при занятиях общеразвивающими упражнениями в видах гимнастики оздоровительной направленности.
Упражнения с булавами деревянными выполняются для развития подвижности в суставах верхних конечностей, координации движений, а также используются в играх и эстафетах.
Упражнения с использованием гимнастической скамейки и гимнастической стенки. Скамейка служит опорой в положении сидя, упоре лежа, препятствием при прыжках. На гимнастической стенке можно выполнять упражнения с опорой руками и ногами о рейки на разной высоте, упражнения в висе и смешанном висе.
ОРУ целесообразно проводить также с партнером - вдвоем, втроем. Это расширяет возможности использования ОРУ: взаимодействие партнеров может облегчать или усложнять двигательную задачу, а в целом повышает эмоциональный фон занятий.
Составляя программу занятий, нужно предусмотреть возможность включения в комплекс упражнений с предметами и с использованием гимнастического оборудования. Места занятий должны быть оснащены данным инвентарем, что разнообразит занятия и предоставит большие возможности в решении задач физического воспитания средствами гимнастики.
Обучение ОРУ
Наиболее действенными методами обучения ОРУ являются: метод обучения в целом и по разделениям. При этом можно применять способы обучения по показу, по рассказу и комбинированный.
1. Способ обучения в целом по показу. Преподаватель вначале показывает упражнение в целом. Затем подает команду «Исходное положение (указывает способ выполнения, если это необходимо, - «шагом», «выпадом», «прыжком» и т.д.) принять!». Делается пауза для исправления возможных ошибок. Если необходимо прервать выполнение, подается команда «Отставить!». В исходном положении подается команда «Упражнение начи-НАЙ!» Проводящий выполняет движения, стоя перед группой, зеркально, что облегчает занимающимся копирование упражнения. ОРУ рекомендуется проводить под счет. Чаще всего на 4 и 8 счетов. Это позволяет использовать музыкальное сопровождение.
Обучая ОРУ «по показу», одновременно даются указания, какие движения выполняются на какой счет. После 2-3 повторений вместе с группой проводящий переходит на подсчет и показ. Заканчивают упражнения по команде «СТОЙ!». Она подается вместо последнего счета.
При обучении детей младшего школьного возраста подаются не команды, а распоряжения: «Примите исходное положение», «Выполняйте упражнение как я», «Закончить упражнение».
2. Способ обучения в целом по рассказу. Этим способом пользуются при обучении более простым упражнениям или с целью активизировать внимание занимающихся. Преподаватель объясняет упражнение, указывая исходное положение, и кратко объясняет, какие движения следует выполнять на счет «раз», «два» и т.д. Команды аналогичны тем, какие подаются при обучении способом «по показу».
Рекомендуется по ходу подсказывать основные действия вместо подсчета, но в ритме и темпе упражнений. Например, вместо подсчета «раз - два - три - четыре» сказать: «Наклон - выпрямиться - присесть - встать». При комбинированном способе, преподаватель сочетает показ упражнения с объяснением.
3. Способ обучения «по разделениям». Этот способ применяется при обучении более сложным по координации ОРУ, так как позволяет делать паузы между отдельными движениями для их уточнения и исправления ошибок. После команды «Исходное положение принять!» преподаватель подает команды, разделяя каждый счет паузами. Например: «Правую ногу назад на носок, руки вверх - делай раз!», «Упор присев на левой, правую в сторону - делай два!», «Сменить положение ног - делай три!», «Исходное положение - делай четыре!»
При таком способе обучения поддерживается высокая моторная плотность занятия.
Дозировка ОРУ
Регулирование физической нагрузки при занятиях ОРУ осуществляется за счет изменения:
- количества упражнений (в зависимости от форм занятий ОРУ их может быть разное количество. В комплексе гигиенической гимнастики - 8-12, в комплексе ритмической гимнастики - 50-70);
- содержания упражнений (движения отдельными частями тела с участием малого количества мышц, оказывают меньшую нагрузку, чем упражнения для всего тела с работой многих мышечных групп. Силовые упражнения, упражнения с отягощением и упражнения на выносливость воздействуют на мышцы, сердечно-сосудистую и дыхательную системы сильнее, чем упражнения на гибкость);
- интервалов отдыха между упражнениями (сокращения пауз для отдыха увеличивает нагрузку);
- количества повторений (при проведении несложных ОРУ, укладывающихся в счет «1 - 4» или «1 - 8», под музыку, как правило каждое упражнение повторяют 4,8,12 или 16 раз. Упражнения без музыки можно повторять в этих же пределах, не придерживаясь точного количества, диктуемого строением музыкального произведения);
- темпа (быстрый темп упражнений, как правило, более нагрузочен);
- исходных положений (одно и то же упражнение с разными исходными положениями оказывает различную нагрузку. Например: сгибания и разгибания рук в упоре лежа с опорой руками о возвышение, на полу, с опорой ногами о возвышение или в упоре на брусьях).
Дозировать упражнения надо исходя из общих правил учета степени подготовленности занимающихся, их возраста, пола и задач, решаемых с данным контингентом.
При индивидуальных занятиях оценивать нагрузку необходимо по пульсу и по самочувствию, ориентируясь на чувство утомления. При групповых занятиях преподаватель может дать указание самостоятельно прекращать упражнение, если продолжать его со всеми вместе становиться трудно.
В силовых упражнениях чувство утомления легко ощутимо и повторение до отказа допустимо. В упражнениях на выносливость доводить организм до такой степени утомления нельзя, особенно при занятиях с начинающими. В упражнениях на гибкость надо руководствоваться чувством легкой боли, свидетельствующей о пределе амплитуды движений.
От занятия к занятию нагрузку следует постепенно повышать, регулируя её за счет перечисленных выше факторов и количества дней занятий в неделю. При контроле и самоконтроле за допустимой нагрузкой на сердечно-сосудистую систему при выполнении общеразвивающих упражнений, особенно интенсивными сериями - поточно, рекомендуется пользоваться следующей методикой:
определяется индивидуально исходный потолок - максимум ЧСС - путем вычитания из цифры 220 числа, соответствующего возрасту занимающегося (220 - возраст);
путем прощупывания (у запястья, на шее) подсчитывается число ударов за 10 или 15 секунд по сигналу преподавателя перед началом занятия (исходный пульс) и в отдельные его моменты (после пиков нагрузки, в момент восстановления и т.п.). это число умножается на 6 или 4, и определяется количество ударов в минуту;
найденное значение (число ударов в минуту) должно быть в зоне 60-85% от максимума (220 - возраст), характеризуя индивидуальную допустимую нагрузку. К примеру, для занимающегося 40 лет максимальное значение числа ударов пульса в минуту будет равно 180 (220 - 40). Нагрузка, при которой пульс будет равен 110 - 130 уд/мин, будет достаточной для начинающего (60 - 70%), а для подготовленного он может быть и выше - характеризоваться пульсом 140 - 150 уд/мин (80 - 85%).
Дыхание тесно связанно с движениями. Глубина и частота дыхания должна соответствовать потребностям организма в данный момент. Эта сложная физиологическая функция организма осуществляется автоматически. Для практически здоровых людей не имеет значения, когда делать вдох или выдох, не вредны и моменты кратковременного настуживания. По мере возможности необходимо сочетать темп движений с дыханием. При расширении грудной клетки, при движениях руками в стороны, разгибании туловища рекомендуется делать вдох, а при сгибаниях, наклонах - выдох.
5. Значение ОРУ
Общеразвивающие упражнения оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся, особенно на опорно-двигательный аппарат. Они довольно просты и не требуют продолжительного разучивания.
Благодаря своей доступности эти упражнения составляют основное содержание занятий групп здоровья, широко используются на уроках по физическому воспитанию в детсадах, в школе, ПТУ. Вузах. Комплексы ОРУ применяются в утренней гигиенической гимнастике, при проведении занятий основной, ритмической и производственной гимнастикой. Представители всех видов спорта включают ОРУ в тренировку как средство разминки и развития определенных физических качеств.
Относительная простота и возможность постепенно их усложнять делают ОРУ доступными занимающимся любого возраста и подготовленности.
Овладение ОРУ является школой двигательной подготовки. Начиная с элементарных, односуставных движений, занимающиеся последовательно переходят к более сложным упражнениям. Этап начальной подготовки в спорте также характерен применением большого объема ОРУ. Данные упражнения легко дозируются, позволяют направленно и избирательно воздействовать на определенные группы мышц. Особое значение придается ОРУ в формировании правильной осанки.
Литература
1. «Гимнастика»: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 448 с.
. «Гимнастика и методика преподавания»: Учебник для институтов физической культуры/Под ред. В.М. Смолевского. - Изд. 3-е, перераб., доп. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 336 с., ил.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.