В экономически развитых государствах бизнесмены уделяют внутреннему аудиту такое же пристальное внимание, как и внешнему. У нас в стране пока не так: если становление внешнего аудита в России, можно сказать, уже состоялось, то отечественный внутренний аудит и в профессиональном, и в законодательном, и в институциональном аспектах сегодня находится все еще в зачаточном состоянии. Значение собственного аудита еще в полной мере не оценено.
Между тем он чрезвычайно важен. Администрация компании разрабатывает политику и процедуры работы фирмы. Однако персонал может не всегда их понимать или не всегда выполнять по тем или иным причинам. Менеджеры не имеют достаточного времени проверить исполнение и часто не обладают специфическими инструментами такой проверки. Следовательно, они не могут своевременно обнаружить недостатки и отклонения.
Внутренние аудиторы помогают им - обеспечивают защиту от ошибок и злоупотреблений, определяют “зоны риска” и возможности устранения будущих недостатков или недостач, помогают идентифицировать и “усилить” слабые места в системах управления и найти те принципы управления, которые были нарушены. Все эти действия дополняются обсуждением проблем с высшими органами управления компании, нужды и предложения которых и определяют процедуры внутреннего аудита (внутренние аудиторы должны обеспечить управляющих любой информацией, касающейся компетенции этих специалистов).
Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних аудиторов как дополнительными ресурсами, помогающими им осуществлять функции по управлению предприятием.
Создание эффективной системы внутреннего аудита в коммерческой организации позволит:
Обеспечить эффективное функционирование, устойчивость и максимальное (согласно установленным целям) развитие организации в условиях многоплановой конкуренции;
Своевременно выявить и минимизировать коммерческие, финансовые и иные риски в управлении организацией;
Сформировать адекватную современным постоянно меняющимся условиям хозяйствования систему информационного обеспечения всех уровней управления, позволяющую своевременно адаптировать функционирование организации к изменениям во внутренней и внешней среде.
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Внутренний аудит - это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу). Цель внутреннего аудита - помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля.
Главная же задача внутренних аудиторов- обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам.
Функция внутренних аудиторов состоит в том, чтобы:
а) оценить адекватность систем контроля- провести проверку звеньев управления (контроля), предоставить обоснованные предложения по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;
б) оценить эффективность деятельности- осуществить экспертную оценку различных сторон функционирования организации и предоставить обоснованные предложения по их совершенствованию.
НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
Получило распространение деление внутреннего (как, впрочем, и внешнего) аудита на три вида: операционный аудит (управленческий аудит), аудит на соответствие требованиям и аудит финансовой отчетности.
Анализируя внутренний аудит более детально, можно выделить следующие его виды: функциональный (межфункциональный) аудит систем управления, организационно-технологический аудит систем управления, всесторонний аудит систем управления организацией, аудит видов деятельности, аудит на соответствие (можно также выделить аудит на предмет соответствия каким-либо конкретным требованиям или предписаниям и аудит на предмет соответствия общей целесообразности).
Функциональный аудит систем управления проводится для оценки производительности и эффективности в любом функциональном разрезе. К нему, например, относятся аудиторские проверки каких-либо операций, проводимых подразделением (должностным лицом) в разрезе его функций.
При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных функций (например, функций производства и реализации продукции) оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии.
Организационно-технологический аудит систем управления представляет собой проводимый органом внутреннего аудита контроль разнообразных звеньев управления на предмет их организационной и/или технологической целесообразности (рациональности).
Аудит видов деятельности предполагает объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности, областей бизнеса или бизнес-проектов с целью выявления возможностей улучшения хозяйственной деятельности.
Внутренними аудиторами может проводится более глубокий контроль организации, который выражается в совокупности организационно-технологического и функционального аудитов систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой, - например, системы внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей и др. Здесь определяются все сильные и слабые стороны деятельности организации, оценивается устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а также перспективы ее развития. Такие контрольные мероприятия, осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту системы управления организацией.
Аудит на соответствие предписаниям выражает процедуры аудиторского контроля на предмет соблюдения:
1) установленных внешними полномочными органами законов, подзаконных актов, стандартов (правил, методик);
2) предписанных органами управления формальных правил, заданий и т.п.
Аудит на соответствие целесообразности выражает процедуры аудиторского контроля деятельности должностных лиц (субъектов управления) на предмет целесообразности (рациональности, разумности, обоснованности, полезности) ее продуктов (принятых решений).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
Оценка целесообразности, разрешенности и законности совершаемых сделок - основные, но не все основные направления аудиторского контроля в области финансово-хозяйственных операций.
Аудиторы могут принимать участие в решении проблемы чистоты информации, собранной для принятия решения, касающегося совершения какой-либо важной сделки.
Как известно, исход дела (сделки) зависит от возможности повлиять на предпосылки решения, на выбор альтернатив, на информацию, собранную по этим альтернативным вариантам. Возможности могут оказаться в руках сотрудников, преследующих сугубо личные или узкогрупповые цели.
В этом случае внутренний аудитор, при санкции руководителя или собственников, должен проявить свою компетентность и практические навыки в критическом подходе к каждому принимаемому решению. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой (УИС) может быть одной из важных функций такого специалиста.
Другая дополнительная задача - оценка деятельности внутренних технологических контролеров. Задачи специализированных контролирующих подразделений: отдела методов и средств контроля, отдела входного контроля, отдела технического контроля во избежание дублирования не следует включать в программы внутреннего аудита. Но для проверки деятельности работников этих подразделений, включая работников, обслуживающих функционирование компьютерных систем, в штате отдела внутреннего аудита необходимо иметь специалистов, владеющих навыками контроля в соответствующих технико-технологических направлениях.
Кроме того, внутренние аудиторы могут:
Участвовать в разработке внутрифирменных организационно-нормативных документов;
Решать задачи финансово-экономической диагностики и выработки финансовой стратегии (совместно с финансово-экономическими отделами);
Консультировать работников организации по различным вопросам законодательства;
Участвовать в мероприятиях по повышению квалификации персонала организации;
Консультировать работников аппарата управления по исполнению различных финансово-хозяйственных операций;
Участвовать в постановке бухгалтерского учета.
УЧАСТИЕ В НАЛОГОВОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Отдельного упоминания требует такая дополнительная функция внутренних аудиторов, как участие в налоговом планировании.
Внутренние аудиторы могут взять на себя эту функцию при отсутствии на предприятии специализированного подразделения налогового планирования.
Налоговое планирование (налоговая оптимизация) - это выбор оптимального варианта осуществления деятельности и размещения активов, направленного на достижение возможно более низкого уровня возникающих налоговых обязательств.
Эту задачу внутренние аудиторы должны решать в тесном взаимодействии с сотрудниками юридического отдела, так как необходима согласованность мнений относительно использования налогового законодательства и налоговых льгот, а также их увязки с правовыми формами оформления сделок.
Разработанные варианты оптимизации налогооблагаемых баз далее представляются руководству (полномочному органу) организации для принятия решений.
ОТЧЕТЫ ВНУТРЕННИХ АУДИТОРОВ
Отчеты внутренних аудиторов составляются по форме, разработанной непосредственно в организации. В наиболее общем случае такие отчеты, кроме необходимых реквизитов, должны содержать:
1) перечень выявленных отклонений, превышающих допуск;
2) перечень обстоятельств, при которых эти отклонения были выявлены;
3) оценку выявленных отклонений с точки зрения их влияния на организацию;
6) конструктивные предложения (при их наличии) по совершенствованию различных аспектов функционирования организации, имеющих отношение к проведенной работе.
Внутреннему аудитору приходится обсуждать с органами управления свои рекомендации и предложения. При этом часто возникают разногласия, переходящие в напряженные дискуссии. Руководителю очень важно защитить аудитора от нападок, обеспечить ему независимое положение в фирме.
ОБЩИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
Большой информационный потенциал и знание всех тонкостей в деятельности своей организации выгодно отличают внутренних аудиторов от внешних. Поэтому целесообразно, чтобы функции внутренних аудиторов в организации выполняли штатные специалисты, а не приглашенные со стороны независимые аудиторы. Кроме того, штатные специалисты более ответственны в своих рекомендациях. В любом случае в штате организации должен состоять специалист, исполняющий обязанности главного внутреннего аудитора.
Главный внутренний аудитор - это наиболее квалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями и навыками, способный дать высшему руководству самый компетентный совет в области экономики и финансов.
Главный аудитор в идеале должен иметь познания и практические навыки в области бухгалтерии, налогового права, экономики, финансового менеджмента, общей юриспруденции, маркетинга, общего управления, менеджмента персонала, иметь собственно аудиторские знания и навыки.
Кроме того, он должен знать задачи, поставленные высшим руководством перед организацией; возможности и потребности коллектива; внешние связи своей организации. Ему необходимы достаточные знания в области компьютерной техники и технологий.
Главный внутренний аудитор организует, регулирует и контролирует деятельность других сотрудников внутреннего аудита (в том числе осуществляет контроль качества их работы). В его функции также входит:
Руководство разработкой внутрифирменных аудиторских стандартов, руководство составлением генеральных планов деятельности внутренних аудиторов и аудиторских программ (при согласовании с органами управления организацией);
Руководство разработкой методологии внутреннего аудита, в том числе базовых методик проверок;
Консультирование руководства по наиболее важным вопросам;
Принятие заказов на проведение проверок каких-либо объектов;
Принятие участия в наиболее важных проверках;
Анализ и оценка заключений (аудиторских отчетов), составленных внутренними аудиторами по результатам проверок, а также обобщение этих заключений и доведение до лиц, непосредственно принимающих решения (администрации);
Координация взаимодействия внутренних и внешних аудиторов, проверяющих организацию;
Участие в разборе различных спорных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе функционирования организации, в том числе споров с налоговой инспекцией (полицией).
ОТДЕЛ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
Многим компаниям целесообразно создать подразделение из нескольких штатных внутренних аудиторов - отдел внутреннего аудита.
Создание такого отдела:
1) позволит совету директоров фирмы или ее исполнительному органу управления наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;
2) выявить резервы производства и наиболее перспективные направления развития посредством целевых контрольных проверок и анализа, проводимых внутренними аудиторами;
3) эффективно консультировать сотрудников финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб в головной организации, ее филиалах и дочерних компаниях.
Создание отдела внутреннего аудита в компании - весьма сложный процесс, требующий решения ряда методологических и организационно-технических проблем. В общих чертах организацию отдела внутреннего аудита можно рекомендовать проводить по следующим основным этапам:
Выявление и четкое определение круга вопросов, для решения которых формируется отдел внутреннего аудита, построение системы целей создания отдела в соответствии с политикой предприятия;
Определение основных функций, необходимых для достижения поставленных целей;
Объединение однотипных функций в группы и формирование на их основе структурных единиц (звеньев) отдела, специализирующихся на выполнении этих функций;
Разработка схем взаимоотношений, определение обязанностей, прав и ответственности для каждой структурной единицы, документальное закрепление всего этого в должностных инструкциях и положениях о бюро (группе, секторе) отдела внутреннего аудита;
Соединение вышеуказанных структурных единиц в единое целое - отдел внутреннего аудита, определение его оргстатуса и, в соответствии с установленным набором целей, задач и функций структурных единиц, разработка и документальное закрепление Положения об отделе внутреннего аудита;
Интеграция отдела внутреннего аудита с другими звеньями структуры управления предприятием;
Разработка внутрифирменных стандартов внутреннего аудита и внутрифирменного этического кодекса.
Место отдела (сектора, бюро, группы и т.п.) внутреннего аудита в организационной структуре организации, его функциональная направленность, численность и квалификационные характеристики кадрового состава, материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение отдела, особенности структуры взаимоотношений и порядка функциональной и административной подчиненности внутри этого подразделения, в том числе при наличии у него разнообразных отделений; структура взаимоотношений этого отдела с другими подразделениями организации зависят от многих факторов. Это прежде всего цели создания отдела; организационно-правовая форма, размеры, ресурсы, оргструктура, масштабы и виды деятельности организации; региональная неоднородность месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний.
Структура и иерархический ранг отдела внутреннего аудита во многом зависят от позиции руководства организации по отношению к внутреннему контролю (то есть от того, насколько правильно понимает высший менеджмент роль внутреннего контроля в управлении организацией). Позиция отдела в организационной структуре фирмы определяется также по мере организационного развития управления, накопления финансового, кадрового, интеллектуального потенциала.
Отдел внутреннего аудита может вначале формироваться как штабное звено с чисто консультативными функциями. По мере возрастания его влияния на деятельность организации в его функции будут передаваться непосредственно реализация контрольных задач и разработка рекомендаций по совершенствованию всех уровней управления в компании.
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ АУДИТОРОВ
Деятельность внутренних аудиторов должна осуществляться только на базе детального регламента, чтобы исключить необъективность и опасность узкого видения проблем на каждом из соподчиненных уровней объектов, вовлеченных в систему аудирования.
При перманентно меняющемся отечественном законодательстве, особенно налоговом, внутренние аудиторы должны поддерживать свои знания на должном уровне, быть в курсе всех свежих новостей и актуальных вопросов, имеющих отношение к деятельности организации. В отделе внутреннего аудита необходимо наладить систему обсуждения новых законодательных и нормативных актов. А главному внутреннему аудитору полезно посещать семинары, организуемые государственными органами.
На предприятии целесообразно периодически организовывать под руководством внутренних аудиторов семинары для ознакомления ответственных сотрудников других функциональных подразделений с последними изменениями в законодательстве, а также для общего повышения их квалификации. На таких семинарах коллективно обсуждаются возникающие у многих одинаковые вопросы и каждый сотрудник может получить детальный, подтвержденный соответствующими правовыми документами исчерпывающий ответ на любой возникший у него вопрос.
Потребность во внутренних проверках уже стала обыденностью для средних и крупных организаций. Малые компании не всегда проводят аудит из-за меньшего объема рабочих процессов, но и некоторым из них такой контроль смог бы принести немало пользы. Про совершенствование процесса проведения , планирование и его подготовку читайте в этой статье. У нас вы найдете также информацию о проведении внутреннего аудита на предприятии на примере.
Программа и график проведения внутреннего аудита
Планирование проверки - это один из очень важных этапов подготовки. В это время необходимо оценить общий объем работ, определиться с графиком и сроками проведения аудита, составить программу контроля, выбрать подходящую методику и предварительно выявить наиболее неблагополучные подразделения. Также на этапе планирования желательно постараться учесть потенциальные внешние факторы воздействия.
Программа проведения внутреннего аудита составляется совместно с планом. Чаще всего программа имеет персональную форму, учитывающую наиболее важные аспекты, подвергаемые контролю в конкретной компании. Этот документ описывает все нюансы деятельности аудитора и включает в себя такие пункты:
- Главная цель проведения внутреннего аудита.
- Область применения.
- Определения и сокращения.
- Данные о дополнительных документах.
- Перечень ответственных за применение.
- Описание процесса проведения аудита.
- График и периодичность контрольных проверок.
- Подготовка детального плана аудита.
- Подготовка необходимых документов.
- Последовательность сбора информации.
- Нюансы подготовки итоговой отчетности.
Приказ о проведении внутреннего аудита (образец)
Приказ о проведении внутреннего аудита — 1
Приказ о проведении внутреннего аудита — 2
Когда внутренний аудит проводится силами сторонней компании к приказу необходимо добавить соглашение. Только на основание этого документа возможно подписание договора на проведение ВА.
Правила и порядок проведения внутреннего аудита описаны ниже.
Проведение внутреннего аудита СМК с целью соответствия ИСО 9001 показано в данном видеоролике:
Правила
Существуют определенные международные и российские стандарты проведения внутреннего аудита. При этом законодательно не запрещено разрабатывать свои внутрифирменные правила ВА. Основная часть федеральных стандартов касается деятельности сторонних аудиторов, регламентируя их работу для обеспечения качества предоставляемых услуг.
В то же время внутренние стандарты аудита, создаваемые конкретной компанией, не могут противоречить федеральным и международным правилам. Вне зависимости от уровня правил они все делятся несколько блоков. Из них 3 являются обязательными:
- Блок №1 отражает нюансы организационно-экономической деятельности аудиторов.
- Блок №2 указывает ответственность аудиторов, способы получения контрольных доказательств и порядок формирования выводов.
- Блок №3 содержит правила по выбору методик, оформлению документации, рабочие инструкции.
Важно понимать, что для получения достоверных данных по итогам аудита необходимо иметь структуру проверки с четкими правилами. Только систематизированная деятельность по определенным стандартам способна демонстрировать ясный результат.
Пошаговые этапы
На первый взгляд проведение внутренней аудиторской проверки довольно простое. Эта процедура включает в себя всего 3 этапа:
- Предварительная подготовка.
- Сбор аудиторских доказательств.
- Оформление результатов проверки.
Часто эти этапы называются так: подготовительный, рабочий и завершающий. Упразднение или пренебрежительное отношение к любому из этапов лишает внутреннее аудирование какого-либо смысла.
- На этапе подготовки надо произвести планирование и собрать необходимые данные, документы и различные сведения об объекте контроля.
- Рабочий этап подразумевает непосредственное применение выбранных методов контроля, проведение тестов, поиск доказательств и документирование проведенных мероприятий.
- На заключительном этапе подводятся итоги проверки, выполняется анализ проведенного аудита и завершается подготовка документации.
Результаты осуществления
- Все результаты ВА в обязательном порядке должны иметь документальную форму для последующего изучения. Чаще всего под документами подразумевается или его более мелкие формы. В нем указываются не только сведения об обнаруженных недочетах, но и предполагаемые пути их устранения. Также в результатах проведения внутреннего аудита обязательно отражаются потенциальные способы повышения эффективности рабочих процессов.
- Помимо составления отчетов и прочей документации аудиторской проверки необходима и еще одна процедура. Важно заранее уточнить критерии эффективности работы проверяющих и по завершению внутреннего аудита производить анализ качества проведенного контроля.
- Часто такими критериями служат соблюдения заявленных рамок сроков проверки, наличие полных и внятных замечаний по всем изученным пунктам, указание потенциальных проблем в будущем. Также необходимо анализировать деятельность аудиторов на соответствие регламенту проверок и правильном использовании разнообразных методов контроля. Еще одним критерием является доступность, полнота и своевременность предоставление документации о проведенной проверке.
При проведении внутреннего аудита большая роль отводится и его подготовке (и не забывайте о !). Без правильно проведенной подготовительной части невозможна качественная работа проверяющих. Единой системы аудита не существует, каждая компания самостоятельно комбинирует методы контроля, поэтому стоит особое внимание уделять и подготовке, и самой проверке, и анализу эффективности работы .
Проведение внутреннего аудита системы менеджмента описано в этом видео:
В чем преимущество компаний, пользующихся услугами внутреннего аудита?
Сегодняшние условия ведения бизнеса требуют максимально эффективного использования имеющихся у компании ресурсов. Одним из наиболее действенных инструментов выявления возможностей для повышения эффективности и, следовательно, одним из конкурентных преимуществ компании может стать внутренний аудит.
Современный внутренний аудит способен и должен выполнять разнообразные и масштабные задачи. Внутренний аудит оценивает систему внутреннего контроля в части достоверности информации, соблюдения законодательства, сохранности активов, эффективности и результативности деятельности отдельных функций и подразделений. Внутренний аудит проводит анализ и оценку эффективности системы управления рисками и предлагает методы снижения рисков. Внутренний аудит оценивает соответствие системы корпоративного управления компании принципам корпоративного управления.
В условиях быстрых изменений конкурентной среды, роста размера компаний, повышения сложности процессов управления у руководства компании физически нет возможности получить и оценить информацию, необходимую для принятия правильных управленческих решений. Внутренний аудит является объективным источником информации, тем самым, помогая руководству компании в достижении целей и выполнении поставленных задач наиболее эффективным образом.
Наличие внутреннего аудита является положительным сигналом для потенциальных инвесторов и кредиторов и повышает инвестиционную привлекательность компании.
свернуть
Зачем менеджменту компании нужен внутренний аудит, если менеджмент сам контролирует все процессы?
Задача менеджеров - управлять бизнесом, достигая поставленных целей наиболее эффективным образом. Успешность выполнения этой задачи зависит в значительной степени от двух факторов: 1) обладает ли менеджер информацией, необходимой для принятия правильных управленческих решений; 2) существует ли эффективная система контроля выполнения принятых решений.
Сами менеджеры, для которых управление бизнесом является частью повседневной работы, не всегда способны объективно оценить ситуацию. Даже если менеджер считает, что эффективно контролирует все процессы, у него, как правило, нет времени и специфических навыков для сбора и структурирования соответствующей информации. Внутренний аудит, по сути своей работы, обладает информацией по всем аспектам деятельности компании и инструментарием для обобщения и анализа данных, поэтому тесное взаимодействие с внутренним аудитом повышает эффективность принятия решений менеджментом. Именно внутренний аудит является тем объективным источником информации, помогающим менеджеру по-новому, «не замыленным глазом» посмотреть на вещи и оценить качество выполнения принятых управленческих решений.
свернуть
Зачем собственникам и менеджменту компании нужен внутренний аудит, если у компании есть внешний аудитор?
Следует отметить, что решение о необходимости внутреннего аудита не должно определяться тем, есть ли у компании внешний аудитор, поскольку внешний и внутренний аудиты выполняют разные функции. Во-первых, внешний аудит традиционно занимается подтверждением достоверности финансовой отчетности компании и фокусируется на операциях и событиях, могущих оказать материальное воздействие на финансовую отчетность компании. Внутренний аудит направлен, прежде всего, на оценку существующих систем контроля и управления рисками компании и фокусируется на операциях и событиях, препятствующих эффективному достижению компанией поставленных целей. (Заметим, однако, что последние изменения в законодательстве некоторых стран, прежде всего США, делают оценку надежности системы контроля за финансово-бухгалтерской отчетностью компаний задачей такой же значимой для внешнего аудита, как и собственно подтверждение достоверности отчетности.)Во-вторых, внешний аудит служит, в первую очередь, интересам внешних заинтересованных сторон – потенциальных инвесторов, кредиторов и др., в то время как внутренний аудит служит, прежде всего, интересам советов директоров (комитетов по аудиту) и менеджеров компании. В-третьих, внешний аудит, в рамках оказания аудиторских услуг, не делает оценку экономической обоснованности управленческих решений и эффективности деятельности подразделений компании, что обычно является одной из задач аудита внутреннего.
Сравнительные характеристики внутреннего и внешнего аудитов представлены в таблице.
Внешний аудит Внутренний аудит
Цель | Выражение мнения о достоверности финансовой отчетности компании | Повышение эффективности деятельности компании |
Пользователи (заказчики) |
Внешние: потенциальные инвесторы, кредиторы и др. Внутренние: собственники |
Внутренние: совет директоров (комитет по аудиту), менеджмент всех уровней |
Объект аудита | Финансово-бухгалтерская отчетность компании | Системы внутреннего контроля, управления рисками, корпоративного управления |
Специфика |
Фокусируется на операциях и событиях, могущих оказать материальное воздействие на финансовую отчетность компании Не рассматривает вопросы экономической обоснованности управленческих решений |
Фокусируется на событиях, препятствующих эффективному достижению компанией поставленных целей Дает оценку экономической обоснованности управленческих решений |
Подчеркнем, что эффективный внутренний аудит может снизить затраты компании на внешний аудит (если внешний аудитор будет иметь возможность полагаться на результаты работы внутреннего аудита, что сократит объем аудиторских процедур, выполняемых внешним аудитором), но не может отменить необходимость внешнего аудита для компании. Также, важно учесть, что не рекомендуется пользоваться услугами внешнего аудитора компании для проведения внутренних аудитов, поскольку подобное совмещение может привести к конфликту интересов внешнего аудитора. В законодательстве некоторых стран такое совмещение запрещено (например, закон Сарбейнса-Оксли в США).
свернуть
Что можно и чего не следует ожидать от внутреннего аудита?
Внутренний аудит может многое, но не является универсальным решением всех проблем компании. Например: 1) внутренний аудит не может ликвидировать или идентифицировать все случаи человеческих ошибок или злоупотреблений, но может минимизировать их вероятность и увеличить вероятность их скорого обнаружения посредством аудита систем/процедур; 2) внутренний аудит не может аудировать каждый бизнес-процесс каждый год, но может оптимизировать выбор проверяемых бизнес-процессов на основе системного подхода к оценке рисков; 3) внутренний аудит не должен разрабатывать процедуры для подразделений/отделов компании, поскольку это отрицательно влияет на независимость внутреннего аудита, но может анализировать процедуры, разработанные другими подразделениями/отделами, на предмет их эффективности в рамках системы внутреннего контроля предприятия.
свернуть
Зависит ли необходимость в функции внутреннего аудита от размера компании?
Необходимость в наличии функции внутреннего аудита определяют собственники и/или менеджмент компании, а также регулирующие органы (для финансово-кредитных организаций и для профессиональных участников фондового рынка). В тех случаях, когда собственники/менеджмент сами полностью контролируют все аспекты бизнеса, в наличии функции внутреннего аудита может не быть надобности. В общем случае, чем крупнее компания, тем более востребованной будет функция независимой и объективной оценки состояния контроля, которой и является внутренний аудит.
свернуть
Как определить оптимальную численность службы внутреннего аудита?
В общем случае, численность службы внутреннего аудита зависит от поставленных перед внутренним аудитом задач, и, что немаловажно, от зрелости контрольной среды предприятия и от степени подверженности предприятия разного рода рискам. Численность службы определяется, исходя из количества подразделений и бизнес-процессов, имеющихся в компании, и временными затратам на аудит каждого из них. В свою очередь, временные затраты рассчитываются, исходя из нескольких факторов, в том числе, сложности и обширности аудиторской программы и квалификации внутренних аудиторов. К сожалению, во многих случаях численность службы внутреннего аудита определяется величиной выделенного бюджета, при этом при составлении бюджета службы не учитываются основополагающие факторы, приведенные выше.
свернуть
Что такое внутренний контроль?
Внутренний контроль есть механизм, посредством которого собственники, совет директоров, исполнительное руководство компании получают разумную степень уверенности в том, что компания достигнет поставленных целей наиболее эффективным образом. Цель внутреннего контроля - обеспечить своевременное выявление и анализ рисков, достоверность финансовой и управленческой информации, сохранность активов, соблюдение законодательства и внутренних политик и процедур, выполнение финансово-хозяйственных планов, эффективное использование ресурсов. Финансовый контроль, в том числе контроль над полнотой и достоверностью бухгалтерских записей и финансовой отчетности, является важным элементом внутреннего контроля.
свернуть
Что такое комплаенс-контроль?
Комплаенс-контроль - проверка соблюдения законодательства, требований регулирующих и надзорных органов, а также внутренних документов организации, определяющих внутреннюю политику, правила, процедуры, целью которой является оценка качества и соответствия созданных систем обеспечения соблюдения требований законодательства и иных правовых актов и внутренних документов, а также разработка предложений по совершенствованию данных систем.
свернуть
Кто несет ответственность за систему внутреннего контроля компании?
Ответственность за состояние внутреннего контроля в компании несет совет директоров, который определяет общую политику в отношении внутреннего контроля. Совет директоров ежегодно проводит собственный анализ и оценку надежности и эффективности системы внутреннего контроля, которые могут основываться на данных отчетов о состоянии внутреннего контроля, регулярно получаемых от исполнительного руководства компании, отчетов внутреннего и внешнего аудитов, собственных наблюдениях совета директоров, информации из других источников. Эта оценка должна охватывать все аспекты внутреннего контроля, включая финансовый контроль, операционный контроль, комплаенс-контроль и систему управления рисками.
На исполнительное руководство компании возлагается ответственность перед советом директоров за создание и функционирование эффективной системы внутреннего контроля. На основании утвержденной советом директоров политики в области внутреннего контроля, руководство компании разрабатывает и внедряет процедуры и системы контроля и обеспечивает эффективное функционирование системы внутреннего контроля. Руководство компании способствует созданию эффективной среды контроля в компании. Руководство компании своевременно информирует совет директоров обо всех значительных рисках, стоящих перед компанией, и существенных недостатках системы внутреннего контроля, а также о планах и результатах мероприятий по их устранению.
свернуть
Какая разница между функциями, выполняемыми контрольно-ревизионным управлением и службой внутреннего аудита?
Разница определяется теми задачами, которые ставит перед этими подразделениями руководство. В общем случае, контрольно-ревизионные управления (КРУ) фокусируются на вопросах проверки сохранности товарно-материальных ценностей, эффективности использования ресурсов, выполнения распоряжений вышестоящих органов, а также на расследовании мошенничеств. Внутренний аудит призван выполнять более широкие задачи по оценке процессов внутреннего контроля, управления рисками, корпоративного управления. Однако, в зависимости от уровня развития корпоративной культуры (в том числе, среды контроля), служба внутреннего аудита может иметь приоритетом выполнение задач, обычно стоящих перед КРУ. Например, если в компании отсутствует эффективная система внутреннего контроля, то внутренний аудит в меньшей степени будет заниматься оценкой системы внутреннего контроля и в большей степени вопросами сохранности активов компании и выявлением случаев мошенничества. В данном случае, по мере построения системы внутреннего контроля потребность во внутреннем аудите как в функции независимой оценки эффективности контроля будет со временем возрастать.
свернуть
Какая разница между службой внутреннего аудита и службой внутреннего контроля?
Разница определяется теми задачами, которые ставит перед этими подразделениями руководство. В общем случае, задачей службы внутреннего контроля может являться построение системы внутреннего контроля компании (точнее – активное содействие менеджменту в построении системы), а задачей внутреннего аудита – проведение оценки надежности и эффективности этой системы.
свернуть
Является ли одной из задач внутреннего аудита разработка и внедрение систем/процедур внутреннего контроля в компании?
Построение системы внутреннего контроля не является задачей внутреннего аудита. Это является прямой и непосредственной задачей менеджмента. Внутренний аудит может оказывать консультационную поддержку на этапе разработки систем/процедур. Но решение что и как строить принимает менеджмент. Хотелось бы заметить, что в большинстве случаев высшее исполнительное руководство склонно рассматривать внутренний аудит как ресурс, решающий управленческие задачи по построению системы контроля. Это не может не вызывать опасений по поводу объективности внутреннего аудита, поскольку в этом случае внутренним аудиторам предстоит фактически оценивать то, что они сами разрабатывали и внедряли.
свернуть
Обязательно ли создавать отдельную службу внутреннего аудита для осуществления функции внутреннего аудита в компании?
Функция внутреннего аудита может быть реализована несколькими способами, и для того чтобы пользоваться преимуществами, которые дает компании эффективный внутренний аудит, не обязательно создавать отдельную службу/подразделение. Функцию внутреннего аудита с успехом может выполнять внешний консультант или специализированная компания. (За исключением случаев, когда наличие службы внутреннего аудита в компании обязательно по законодательству. Например, согласно соответствующим положениям ЦБ РФ, служба внутреннего аудита в российских финансово-кредитных организациях должна действовать на постоянной основе и состоять из служащих, входящих в штат организации.) При этом важно избежать конфликта интересов. Например, не рекомендуется, чтобы функцию внутреннего аудита выполнял внешний аудитор компании.
Можно выделить три основных подхода к построению функции внутреннего аудита:
- создание службы внутреннего аудита - компания обладает необходимыми возможностями (в том числе, временны ми) для реализации функции внутреннего аудита в рамках самой компании,
- аутсорсинг - выполнение функции внутреннего аудита полностью передается специализированной компании (внешнему консультанту),
- ко-сорсинг – служба внутреннего аудита создается в рамках компании; к выполнению аудиторских заданий также привлекаются эксперты специализированной компании (внешнего консультанта), обладающие соответствующими знаниями и опытом.
У каждого из вариантов есть свои преимущества. Вариант создания службы внутреннего аудита в компании обладает следующими преимуществами:
- сотрудники компании знакомы с внутренней организацией компании и отраслевыми особенностями бизнеса,
- когда аудиторские задания выполняют сотрудники компании, полученные навыки и опыт остаются внутри компании,
- руководство компании может использовать внутренний аудит как «площадку» для профессионального роста и карьерного развития будущих управленческих кадров.
Потенциальные преимущества использования аутсорсинга и ко-сорсинга включают:
- возможность использовать услуги экспертов в различных областях,
- доступ к высокопрофессиональным аудиторским кадрам,
- гибкость в вопросе использования/привлечения аудиторских ресурсов (например, при внедрении новой системы или необходимости провести внеплановый аудит не придется расширять штат СВА или отвлекать ресурсы СВА от выполнения других проектов),
- доступ к передовым технологиям и методикам проведения внутренних аудитов.
Возможности аутсорсинга и ко-сорсинга используют как небольшие компании, у которых нет достаточных финансовых ресурсов для создания собственной службы внутреннего аудита, так и крупные компании, имеющие в своем штате службу внутреннего аудита. Последним такие услуги, как правило, нужны для проведения аудита какой-либо специфической области (например, такой как информационные технологии или капитальное строительство) или в пиковые периоды нагрузки на штатных внутренних аудиторов.
свернуть
Может ли компания пользоваться услугами своего внешнего аудитора для проведения также внутренних аудитов?
Не рекомендуется пользоваться услугами внешнего аудитора для проведения также внутренних аудитов, поскольку подобное совмещение может привести к конфликту интересов внешнего аудитора. В законодательстве некоторых стран такое совмещение прямо запрещено.
свернуть
Какова роль внутреннего аудита в вопросе управления рисками?
Во-первых, внутренние аудиторы в ходе выполнения различных видов аудиторских заданий помогают организации в выявлении и оценке рисков и предоставляют рекомендации, позволяющие эффективно эти риски контролировать.
Во-вторых, внутренние аудиторы содействуют менеджменту в разработке и внедрении системы управления рисками организации. (Однако здесь, как и в случае с системой внутреннего контроля, следует иметь в виду, что управлять рисками – это задача менеджмента.) В рамках этого направления внутренний аудит может:
- инициировать создание системы управления рисками,
- обучать руководство концепциям управления рисками организации,
- участвовать в направляемых семинарах по выявлению рисков.
В-третьих, во многих компаниях внутренние аудиторы играют ключевую роль в обеспечении непрерывного функционирования процесса управления рисками, проводя объективный мониторинг его применения и эффективности.
Говоря об управлении рисками, следует иметь в виду, что есть целый ряд задач, за решение которых внутренний аудит не должен быть ответственным. К подобным задачам, например, относятся:
- построение системы управления рисками,
- определение риск-аппетита организации (что приемлемо для организации в целом с точки зрения рисков),
- разработка стратегий/принятие решений в области управления рисками.
свернуть
Какими документами должна регулироваться деятельность службы внутреннего аудита в компании?
В общем случае, необходимо разработать и утвердить «Положение о службе внутреннего аудита», должностные инструкции сотрудников службы внутреннего аудита, «Руководство службы внутреннего аудита». Положение определяет миссию, цели и задачи, ответственность и полномочия СВА. Руководство освещает вопросы организации работы внутреннего аудита и вопросы взаимодействия с другими функциями компании, а также содержит типовые формы и методики проведения аудитов и других аудиторских задач.
свернуть
Кому должен подчиняться руководитель службы внутреннего аудита?
Объективность внутреннего аудита в значительной степени определяется подчиненностью функции. Распространенной лучшей практикой является ситуация, когда руководитель службы внутреннего аудита функционально подчиняется аудиторскому комитету совета директоров (совету директоров в случае отсутствия аудиторского комитета), а административно – генеральному директору компании. В случае невозможности подчинения совету директоров (аудиторскому комитету) рекомендуется функциональная подчиненность генеральному директору. Если в компании нет совета директоров или аналогичного органа, службу внутреннего аудита следует подчинить и функционально, и административно высшему должностному лицу организации.
Заметим, однако, что вопрос подчиненности руководителя службы внутреннего аудита как способа обеспечения независимости внутреннего аудита является одним из наиболее дискуссионных в практике деятельности как российских, так и иностранных внутренних аудиторов. На вопрос «кому должен подчиняться внутренний аудит, чтобы быть максимально эффективным?» нет универсального ответа.
Ответ определяется сочетанием многих факторов, среди которых выделим профессионализм совета директоров и компетентность менеджмента, характер взаимоотношений и степень взаимодействия совета директоров и исполнительных органов компании, уровень развития корпоративной культуры в компании.
Немаловажным является и то, какие задачи решает в компании внутренний аудит. Если его основная задача состоит в осуществлении контрольно-ревизионной деятельности, то логичным представляется подчинение высшему исполнительному руководству компании, поскольку в данном случае служба внутреннего аудита есть инструмент контроля над деятельностью менеджмента со стороны высшего исполнительного руководства.
В случае если внутренний аудит рассматривается как компонент системы корпоративного управления, позволяющий совету директоров (комитету по аудиту) эффективно выполнять свои обязанности, оправданным видится подчинение службы внутреннего аудита именно совету директоров (комитету по аудиту). В этой ситуации совет директоров (комитет по аудиту) способствует обеспечению максимальной степени независимости службы внутреннего аудита от менеджмента компании. Со своей стороны служба внутреннего аудита (наряду с внешним аудитором) позволяет совету директоров сохранять достаточную степень независимости от менеджмента в вопросе получения информации о деятельности компании. Очевидно, что эти вопросы взаимосвязаны, поскольку роль объективного источника информации для совета директоров (комитета по аудиту) внутренний аудит сможет выполнять лишь при условии максимальной независимости от исполнительного руководства (включая вопросы назначения на должность, вознаграждения, оценки работы руководителя и сотрудников службы внутреннего аудита и т. п.).
свернуть
Что такое «комитет по аудиту»?
Для осуществления контроля за достоверностью и полнотой финансовой отчетности, надежностью и эффективностью системы внутреннего контроля, независимостью внутреннего и внешнего аудита совет директоров формирует из членов совета директоров комитет по аудиту (аудиторский комитет). Роль, цели и задачи, полномочия комитета по аудиту должны быть отражены в Положении о комитете по аудиту, которое утверждает совет директоров компании.
Рекомендуется, чтобы руководитель службы внутреннего аудита компании функционально подчинялся комитету по аудиту. Комитет по аудиту: а) утверждает Положение о службе внутреннего аудита
и обеспечивает независимость службы внутреннего аудита от исполнительного руководства компании; б) принимает решение о назначении (прекращении полномочий) руководителя СВА, а также о размере его/ее вознаграждения; в) утверждает ежегодный план деятельности, структуру и бюджет СВА; г) анализирует периодические отчеты внутреннего аудита; д) проводит не реже одного раза в полгода встречи с руководителем службы внутреннего аудита без участия представителей менеджмента компании. Если в составе совета директоров не сформирован комитет по аудиту, совет директоров выполняет функции комитета по аудиту.
свернуть
Может ли внутренний аудит быть действительно независимым?
Следует учитывать, что независимость внутреннего аудита важна не сама по себе, а как первоочередная предпосылка объективности, поскольку уровень организационной независимости отдела внутреннего аудита оказывает непосредственное влияние на объективность внутренних аудиторов. Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита определяют, что независимость внутреннего аудитора есть «свобода от обстоятельств, которые угрожают объективности или воспринимаются как угрожающие объективности». Независимость достигается с помощью соответствующего организационного статуса отдела внутреннего аудита. Руководитель службы внутреннего аудита должен подчиняться лицу соответствующего уровня в компании, которое может обеспечить независимость действий аудиторов (включая доступ к любой информации) и принять адекватные меры по выполнению аудиторских рекомендаций.
Достижению независимости внутреннего аудита в наибольшей степени способствует выполнение следующих условий: руководитель службы внутреннего аудита функционально подчиняется совету директоров (комитету по аудиту); решения о назначении (прекращении полномочий), уровне заработной платы, выплатах премий и т.п. принимаются/утверждаются советом директоров (комитетом по аудиту); совет директоров (комитет по аудиту) не допускает вмешательства со стороны исполнительного руководства в деятельность внутреннего аудита. Но это верно исключительно для случая, когда в состав совета директоров (комитета по аудиту) входят директора, добросовестно выполняющие свои обязанности и осознающие ответственность в обеспечении надлежащих условий работы для службы внутреннего аудита.
свернуть
Может ли внутренний аудитор быть объективным, не будучи независимым?
Внутренний аудитор может быть объективным, не будучи формально независимым, поскольку объективность является персональным качеством внутреннего аудитора. Однако существует риск того, что, не будучи независимым, аудитор не сможет высказывать объективные суждения в силу возможности неблагоприятных персональных последствий.
свернуть
Как действовать внутреннему аудитору в сложных ситуациях, затрагивающих этические принципы деятельности внутреннего аудита?
Универсальных рекомендаций не существует. В общем случае рекомендуется действовать по ситуации, принимая во внимание положения Кодекса этики внутреннего аудитора. Также в случае возникновения подобной ситуации необходимо незамедлительно сообщить информацию соответствующему лицу в организации (вплоть до генерального директора и/или председателя совета директоров).
свернуть
Какими качествами и навыками должен обладать внутренний аудитор?
Важнейшими качествами внутреннего аудитора являются профессиональный скептицизм и самостоятельность мышления, заключающиеся в том, что внутренний аудитор не принимает на веру различные утверждения, а старается найти им подтверждение, самостоятельно доходит до сути вещей и находит ответы на вопросы, прислушивается к своему внутреннему голосу. Внутренний аудитор должен обладать также следующими качествами и навыками, большинство из которых развивается со временем:
- объективность,
- умение быть предельно точным и аккуратным в оценках и высказываниях,
- умение «слушать» и «слышать» аудируемых и воспринимать их точку зрения (даже, если эта точка зрения отличается от мнения аудитора),
- умение подходить к отношению с аудируемыми исключительно с рабочих позиций (не проецируя личные аспекты взаимоотношений),
- хорошие аналитические способности (от аудитора, как правило, не требуется принятия мгновенных решений, но аудит предполагает большой объем рутинной аналитической работы),
- умение четко выражать мысли и отстаивать свою точку зрения.
свернуть
Какими знаниями должен обладать внутренний аудитор?
В первую очередь, внутренний аудитор должен знать принципы управления, а также владеть базовыми знаниями в таких дисциплинах, как бухгалтерский учет, финансовый анализ, право, информационные технологии. Внутренний аудитор проводит аудиты в различных функциональных областях – снабжение, производство, логистика, маркетинг, сбыт и др. Быть специалистом во всех этих областях невозможно, да и не является обязательным для внутреннего аудитора. Желательно, чтобы внутренний аудитор был специалистом в двух-трех отдельных областях, но при этом имел необходимые знания для выполнения на должном профессиональном уровне аудита в любой из областей.
свернуть
Является ли знание бухгалтерского учета обязательным требованием к внутреннему аудитору?
Знание бухгалтерского учета весьма желательно, но не является обязательным требованием. Однако внутренний аудитор должен обладать, по крайней мере, базовыми знаниями в области бухгалтерского учета. В меньшей степени это касается внутренних аудиторов, специализирующихся в отдельных областях внутреннего аудита, таких как, например, аудит информационных систем или социальный аудит.
свернуть
Какие критерии следует использовать при оценке эффективности службы внутреннего аудита компании?
Задача определения эффективности внутреннего аудита нетривиальна, поскольку: а) результат не всегда измерим количественно; б) эффективность зависит не только от самих аудиторов, но, в большой степени, от последующих действий заказчиков (клиентов) аудита; в) играет роль субъективизм оценок.
Для анализа эффективности следует использовать совокупность качественных и количественных показателей, которые позволяют определять качество проведения внутренних аудитов, продуктивность и результативность деятельности внутренних аудиторов. Каждая компания сама определяет для себя критерии эффективности деятельности СВА. Состав и целевые значения показателей устанавливает начальник СВА по согласованию с руководством. При этом основные заказчики (совет директоров и высшее исполнительное руководство) могли бы оценивать деятельность СВА по трем-пяти показателям. Руководитель СВА мог бы оценивать деятельность возглавляемой службы по большему числу показателей. К показателям эффективности деятельности внутреннего аудита могут относиться, например, следующие:
- выполнение утвержденного плана аудитов,
- количество аудитов, проведенных в соответствии с бюджетом,
- количество критически важных аудиторских рекомендаций,
- процент выполненных аудиторских рекомендаций,
- прямой экономический эффект от выполнения рекомендаций аудита,
- количество/частота запросов в службу внутреннего аудита со стороны заказчиков (клиентов),
- удовлетворенность заказчиков (клиентов) аудита.
Наряду с процедурой периодической оценки эффективности деятельности службы внутреннего аудита, должна существовать программа повышения качества ее работы, частью которой будет являться процедура контроля и оценки качества работы каждого сотрудника СВА.
свернуть
Какими законодательными нормами регулируется внутренний аудит?
С чего следует начинать формирование службы внутреннего аудита?
Формирование службы внутреннего аудита следует начинать с подбора кандидатуры руководителя службы. Эта фигура должна быть соответствующего масштаба, ведь руководителю службы внутреннего аудита предстоит заслужить доверие и уважение как совета директоров, так и исполнительного руководства компании. Вторым шагом должно стать определение ожиданий заказчиков и выработка целей и задач СВА. Третьим шагом является разработка модели внутреннего аудита, проведение оценки рисков и составление стратегического плана работы. Четвертый шаг – разработка структуры СВА и бюджета СВА. И, наконец, пятый шаг – формирование СВА (подбор сотрудников и обучение).
Для того чтобы организация нормально функционировала, в ней должны проходить три важнейших процесса: бухгалтерский учет, анализ и аудит. В рамках статьи рассмотрим значение терминологии последнего определения.
Определение 1
Аудит, или аудиторские проверки – это такой вид работы, при котором осуществляется проверка документов компании для выявления несоответствий или намеренного искажения информации. То есть аудиторские проверки включают в себя не только бухучет, но и другую деятельность. Проводятся они либо налоговой службой, либо гос.органами.
Аудит бывает двух видов:
- внешний;
- внутренний.
Остановимся с вами на внутреннем виде деятельности.
Сущность внутреннего аудита
Все странны мира отличаются друг от друга. В каждой стране свои модели работы различных структур деятельности. Например, внутренний аудит российской модели существенно отличается от западной. Сегодня данный процесс в России включает два направления:
- ревизию, или тотальный контроль (отвечает за проверку целостность активов, эффективность использования, за выявление и ликвидацию задолженностей/недостач);
- внутренний аудит (обеспечивает подлинность бухгалтерского отчета, минимальное налогообложения, целостность активов предприятия. Эти функции похожи на невыполнение задач внешнего аудита, что несомненно снижает эффективность функций внутреннего аудита. Но со стремительным развитием экономики Российские аудиторы начинают ориентироваться на цели и задачи внутреннего аудита, применяемых западными аудиторами. Благодаря этому внутренний аудит охватывает функции всех систем предприятия).
Из двух видов аудиторских проверок аудиторы за основной метод приема больше выделяют внутренний. Так как он надежен, а методики и открывающиеся возможности помогают организациям избежать банкротства. Значимость этого вопроса с каждым годом возрастает. Ведь неслучайно по изучению данной проблемы создано множество книг. Приведем в пример рекомендации Пекина Тойенса, утверждавшего о необходимости систематического поддержания внутреннего аудита:
Цитата 1
«Как человеку необходимы регулярные медицинские осмотры, чтобы поддержать здоровье, так и служба внутреннего аудита нуждается в оценке своей деятельности».
Также в книге говориться о роли внутреннего аудита и об обнаружении мошенничества:
Цитата 2
«Мошенничество, касающееся как составления финансовой отчетности, так и присвоения активов, должно находиться в фокусе внимания любой службы внутреннего аудита».
В России, в целях контроля и надежности, сформирована система органов:
- ревизионная комиссия (является избирателем. Состав: аудиторы для периодической проверки. Они отвечают за проверку наличия и целостности активов и обязательств);
- наблюдательный совет (избирательный орган. Выполняет реализацию функций управления, управленческого аудита, то есть осуществляет контроль);
- служба внутреннего аудита;
- отделы и служба, контролирующие внутри отдела (важно: контроль в данном случае выполняется в виде самоконтроля субъекта. Он не может осуществляться другими отделами, например, двойная запись – элемент самоконтроля).
Организационные формы внутреннего контроля обусловлено:
- решением задач;
- характером зависимости;
- различием организации работы.
Внутренний аудит – это независимая оценка всех сфер деятельности организации, которая дает уверенность в системе контроля надежности и эффективности.
Каковы цели внутренней аудиторской проверки?
Цели аудита уже писались выше, но повторим: помощь в эффективном контроле над деятельностью всей организации включая ее различные подразделения.
Чтобы цели были достигнуты необходимо учитывать:
- регулирование внутреннего аудита. Оно не должно нормативно регулироваться российским законодательством, но это не говорит об исключениях из правил;
- отсутствие понимания руководителей субъекта о значимости целей, задач, методов внутреннего аудита;
- понимание о том, что внутренний аудит – это продолжение внешнего;
- конвергенция, например с консалтингом.
Какие положительные стороны включают в себя внутренние аудиторские проверки?
Практика использования внутренних аудиторских проверок распространена, но практическая значимость в предприятиях разная. Положительные стороны:
- помощь аудиторов менеджерам. Данная практика существенно облегчает работу менеджеров в плане эффективности выполнения обязанностей. Также дает уверенность в рациональном использовании активов для достижения целей и задач;
- глубокая проверка денежной и инвестиционной сторон деятельности субъекта и его подразделений;
- выявление и составление способов для повышения эффективности производства, определения приоритетных сторон предприятия;
- контроль над расходами и увеличением прибыли;
- консультации в управлении;
- предупреждение, наблюдение за качеством выполнения контрольных функций руководителей, специалистов, работников бухучета и др., которые выполняют самоконтроль;
- опыт и квалификация внутренних аудиторов с целью сократить расходы на обязательный аудит;
- использование налогового внутреннего аудита, говорит о подлинности и правильности функционирования налоговой, применения льгот, составление корреспонденции с учетом соответствия бухгалтерского и налогового учета;
- отдел внутреннего аудита получает собственные оценки по деятельности организации;
- и др.
Задачи и функции внутренних аудиторских проверок
Для того, чтобы расширить задачи аудита, необходимо учитывать данные уже проведенных проверок, например, корректировка частоты проведения внутренних аудиторских проверок и обеспечение его ресурсами. Задачи: полнота, надежность, отслеживание рейтенга; методы управления кредитным, операционным и другими аудитами, отслеживание расходования фондов, анализ отчета денежной и управленческой деятельности, оценка контрактов. Самое главное: выявление возможных внешних и внутренних рисков при разработке и внедрении новых проектов. Систематизируя все то, что было сказано о задачах, можно выделить функции:
- координационная;
- консультационная;
- контролирующая;
- оценивающая;
- аналитическая;
- предупреждающая;
- информационная.
На качество функционирования внутренних аудиторских проверок влияют:
- недостоверность отчетов;
- недостоверность выявленных признаков банкротства;
- нарушение правил ведения бухгалтерского и налогового учета;
- нарушение в исполнение законодательства, которое регулирует отдельные сферы деятельности организации;
- требования кредиторов не удовлетворены.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Хозяйственная деятельность организаций подвергается проверке. Для этих целей существует внутренний аудит. Что необходимо о нем знать, к чему готовиться во время проверки?
Общие сведения
Внутренний аудит проводят работники организации – аудиторы. За результаты проверки они отчитываются перед руководящими органами. В настоящее время внутренний аудит подразумевает несколько направлений. Первое – полный контроль, второе – непосредственно аудит.
Подразделяется на несколько типов:
В службу внутреннего аудита входят специальные группы. Это такие специалисты:
Чтобы цели аудита исполнялись в полном объеме, служба аудита должна быть подчинена руководству компании. Отвечает за проверку аудитор. Его задача – осуществить проверку, сделать выводы и дать рекомендации.
Аудиторская ревизия имеет определенное время, поэтому проверяющий должен четко ставить перед собой цели, правильно выбирать объекты и методы проверки.
Во время проведения аудита выделяют несколько этапов – подготовительный, планирование, выполнение и оформление документов, составление .
Чтобы дать объективную оценку, аудитор должен тщательно изучить все стороны хозяйственной деятельности. При проведении аудита используют специальные методы. Опрос – один из них. Он необходим для сбора информации.
При проведении опроса аудитор должен учесть следующее:
- опрос проводится с лицами соответствующего уровня;
- проводить его нужно в рабочее время на рабочем месте;
- начинается опрос с просьбы сотрудника описать свою деятельность;
- наводящих вопросов не должно быть;
- провести анализ результатов беседы;
- обеспечить опрашиваемому надлежащие условия.
Объектами аудита являются – ресурсы различных типов (материальные, финансовые и другие), процессы хозяйственной части, итоги деятельности.
Имеют они следующие особенности:
- все объекты подлежат проверке;
- они являются постоянными, но могут меняться в случае изменения направления деятельности организации;
- хозяйственная деятельность оказывает на объекты аудита огромное влияние.
В основу проведения внутреннего аудита положены такие принципы:
Системность или внеочередность | Аудит запланированный или по мере необходимости |
Объективность | Методы, требования к итогам аудита должны быть одинаковыми для всех подразделений организации |
Открытость | Процесс аудита, его результаты не должны скрываться от проверяемой стороны |
Независимость | Аудиторы не должны зависеть от решений аудируемой компании, также нельзя находиться сними в конкурентных отношениях |
Документированность | Весь процесс проверки должен сопровождаться необходимой документацией |
Предупредительность | При выявлении несоответствий должны быть предложены меры их устранения |
Положение о внутреннем аудите – своего рода контракт, в котором отображаются права и обязанности служб аудита внутри организации.
Что это такое
Внутренний аудит – один из способов контроля деятельности отдельных управленческих подразделений организаций.
Какова его цель
Главная задача внутреннего аудита – обеспечение эффективности функционирования отделов организации и защита интересов собственников.
Аудит может выполнять поставленные руководящими органами организации следующие задачи:
- предоставлять сведения о деятельности финансово-хозяйственной части;
- обеспечивать эффективное взаимодействие с другими компаниями;
- предупреждать возможные нарушения;
- оказывать содействие в уменьшении количества потерь финансов.
Основными задачами внутреннего аудита являются:
- оценка системы внутреннего контроля на достоверность информации, соблюдение требований законодательства, эффективность деятельности и прочее;
- проведение анализа и оценки эффективности;
- предложение принципов уменьшения рисков;
- оценка соответствий систем управления.
Проведение аудита играет огромную роль для руководящих лиц предприятий – он содействует оптимизации деятельности и исполнению обязанностей руководства.
Выполняемые функции
Функции внутреннего аудита разнообразны. Выполняются они специальными службами или отдельными аудиторами, ревизорскими группами.
К главным функциям относятся:
Проверка систем бухгалтерского учета и контроля внутри организации | Создание рекомендаций по улучшению деятельности |
Ревизия информации (бухгалтерии, оперативной и прочих) | Проведение экспертизы по составлению этих сведений |
Изучение | Конкретных глав разделов отчета |
Контроль по соблюдению требований законодательства | И других нормативных актов |
Проверка деятельности | Разных отделов управления |
Проверка на наличие и сохранность | Имущественных объектов |
Расследования специального назначения | Например, при возможных злоупотреблениях |
Действующая нормативная база
Нормативно-правовое регулирование представлено таким образом:
Согласно Бюджетному кодексу (), внутренний аудит – это:
- проверка, направленная на оценивание надежности выполнения контроля внутреннего типа;
- рекомендации, которые нужны для того, чтобы повысить эффективность контроля;
- проверка, которая направлена на оценку правдивости отчетов и качества их ведения;
- предложения, которые направлены на улучшение эффективности освоения средств государства.
Внутренний аудит на предприятии
Аудит в организациях — процедура обязательная. С его помощью возможно выявить нарушения, следить за выполнением требований, правильным осуществлением деятельности.
Аудиторы могут работать как в государственных учреждениях, так и в частных.
По каким стандартам оценивается
Стандарты необходимы для характеристики требований и условий проведения внутреннего аудита. Они воспринимаются как указания при проведении проверки.
После их изучения организации разрабатывают собственные правила и способы проведения аудита, составляет план действий. Выделяют следующие международные стандарты – общие и специальные, стандарты аудиторской отчетности.
К первой относятся следующие правила:
Разумное достижение целей проверки | Во время которой ее стоимость не превышает полученный результат, и учитываются возможные риски. Руководящие лица обязаны содействовать внутреннему аудиту, тем самым повышая эффективность |
Сотрудники службы внутреннего аудита | Должны обладать высоким профессионализмом, иметь специальную подготовку и знать систему внутреннего контроля, чтобы полностью выполнять свои обязанности |
Цели проверки должны быть четко обозначены | И быть привязанными к операциям, которые осуществляются проверяемой компанией |
Методы проверки должны обладать эффективностью | И продуктивностью, чтобы поставленные цели были достигнуты |
Правилами специальных стандартов являются:
- документы – они должны приносить пользу организации;
- все осуществляемые сделки должны регистрироваться;
- обязанности между работниками должны распределяться, функции за ними закрепляться;
- квалифицированный надзор за деятельностью.
На основании стандартов аудиторской отчетности осуществляется оценивание итогов проверки, исправляются неточности и ошибки.
Стандарты преследуют различные цели, среди которых:
- разработка основных принципов аудита;
- в сфере внутреннего аудита;
- содействие эффективности процессов, проводимых организациями.
Финансового направления
Контроль финансовой части охватывает все средства организации. Главная роль при этом принадлежит распорядителям. Они производят контроль по использованию субсидий, также отвечают за использование выделенных им средств из бюджета.
Объекты финансового аудита – структурные подразделения основного администратора бюджетных средств. Внутренний финансовый аудит главного распорядителя бюджетных средств проводится специальной службой.
Главный распорядитель – орган власти государства, обладающий правом распределять поступления из бюджета. Контроль, который он ведет, направлен на:
Задачи финансового контроля:
То есть, внутренний аудит главным распорядителем организации проводится по отношению к самому себе. Если орган власти государства не является таким представителем, то осуществлять ревизию он не имеет права.
Проверка системы менеджмента качества
Аудит качества – систематизированный, независимый процесс получения аудиторских свидетельств.
Чтобы понять данное определение, необходимо уяснить следующее:
Цель аудита качества – выявление причин появления несоответствий. Задачами являются:
В менеджменте качества используют 3 типа аудита – первой стороны, второй и третьей. Последние 2 являются внешними. Аудит первой стороны – проверка, при которой организация проверяет сама себя.
Если она обратится за помощью к другой, то это также будет считаться аудитом первой стороны. Различают аудит качества разных направленностей.
В зависимости от того, какой объект подлежит ревизии, выделяют:
- аудит с ориентировкой на процесс;
- на продукцию;
- на систему.
Первый предназначается для оценивания качества выполненных работ. Цель его – проверить способности системы и обеспечить надлежащее качество деятельности.
Задачами при этом являются:
- проверка соблюдения требований к процедуре;
- оценка параметров производительности и качества;
- определение проблемных этапов;
- проверка на соответствие процесса разработанным схемам, нормативным актам и законам;
- проверка действенности документов;
- контроль качества продукции;
- проверка на соответствие продукции результатам процедуры.
Аудит с ориентацией на систему предназначается для оценивания работы системы качества в целом. Задачи:
- проверить, насколько внедрены требования, каким образом осуществляется работа;
- выявить несоответствия в деятельности;
- тренинговые работы сотрудников – выполняют ли они требования.
В испытательной лаборатории
Внутренний аудит является наиболее действенным инструментом, который позволяет выявить возможность увеличения эффективности деятельности испытательной лаборатории.
При его проведении проверяется документация, типы деятельности и проводимые лабораторией процессы. должно быть несколько – специалисты, которые прошли обучение.
К испытательной лаборатории выдвигают следующие требования:
Отличие от внутреннего контроля
Предметом проверки внутреннего контроля являются процессы организации, связанные с расходованием бюджетных средств. Такой тип контроля является обязательным в учреждениях.
Внутренний аудит и внутренний контроль являются дополнением друг друга. Имеются между ними и отличительные черты. Цель контроля – обнаружить ошибки в операциях хозяйственного типа, оформлении документации и прочей отчетности.
Аудит направлен на оценку серьезности выявленных ошибок, а также на выработку рекомендаций по их устранению.
Таким образом, аудит внутри организации – обязательный процесс. Необходим он для контроля правильной деятельности, выявления возможных нарушений.
Проводится аудиторами. Они должны иметь четкое представление о процедуре и обладать необходимыми знаниями в данной сфере.
Аудит и контроль являются дополнением друг друга и способствуют полному достижению поставленных целей, а также выявлению ошибок и нарушений при ведении хозяйственной деятельности.
На предприятиях может проводиться внутренний аудит. И проверяющим лицам стоит знать порядок его организации. Рассмотрим, какие нюансы при этом важны. Небольшие предприятия внутренние проверки не осуществляют. Но вот большие фирмы в таком контроле нуждаются. СодержаниеЧто нужно знать? Проведение внутреннего аудита на...
Контроль бухгалтерского учета, а также иных сфер экономической деятельности должен осуществляться на всех без исключения коммерческих предприятиях. При этом следует помнить о большом количестве самых разных особенностей подобных процедур. Они должны быть упорядочены, следовать друг за другом в определенном порядке. Так...